Н.Н. Федосеенков. Становление советской правовой системы. Идеология и практика. – М.: ГАУГН-Пресс, 2023. – 191 с.
Интерес к первым десятилетиям советской власти переживает новый подъём. Не в последнюю очередь из-за понятного желания самых разных людей сопоставить события вековой давности с днём сегодняшним. Не для проведения прямых параллелей – схематизм нынче не в чести, но в стремлении вникнуть в глубинные закономерности, определяющие ход отечественной истории. В этом контексте появление книги Николая Федосеенкова «Становление советской правовой системы. Идеология и практика» вполне закономерно. Выпускник юридического факультета МГУ, член Научного совета Российского исторического общества по созданию национальной библиотеки по истории, директор издательства «Наука» – три ипостаси автора, подобно трём китам, составляют надёжную опору его новой книги. Правовед по образу мышления и историк по призванию, Федосеенков, ни на йоту не жертвуя научной обоснованностью своей точки зрения, разворачивает масштабную панораму судьбоносного, полного потрясений периода, которая способна не только захватить внимание профессионалов, будь то юристы, историки или политологи, но и увлечь круг читателей, живо интересующихся историей страны.
Временные рамки исследования простираются от первых послереволюционных лет, когда руководители молодого советского государства во главу угла ставили не столько право, олицетворявшее собой оплот буржуазного миропорядка, сколько «революционное творчество масс», воспринимавшееся как единственно возможная система построения новой России до кануна принятия Конституции 1936 года, ставшей провозвестницей наступления очередной эпохи перемен. Процесс становления советского права, начинавшийся со страстных дискуссий, участники которых имели возможность отстаивать порой диаметрально противоположные точки зрения на положение вещей и тем более на сценарии более-менее отдалённого будущего, постепенно облачался во всё более жёсткие рамки. Динамика этого процесса иллюстрируется автором через шедшее революционными темпами формирование новых органов власти, их стремительное врастание в политическую, экономическую и социальную жизнь страны.
Не секрет, что в отечественной историографии интересующий автора период (как, впрочем, и вся советская история) до середины 80-х годов идеализировался, а затем начал подвергаться всё более резкой критике с самых разных позиций. Николай Федосеенков постарался избежать сохраняющейся до сих пор как в исторической науке, так и в общественном сознании дихотомии, сосредоточившись на самих фактах и их последствиях, а не на их идеологических интерпретациях. Основа его подхода сводится к следующему: революция создала условия для создания новой политической системы, не опирающейся на предыдущий государственный опыт, но эти условия отнюдь не способствовали формированию чёткой и продуманной правовой системы, способной сразу же начать без сбоев функционировать в течение длительного времени.
В поле юриспруденции главный итог рассматриваемого периода, по мнению автора, заключается в том, что правовой хаос был в конечном итоге преодолён. Новая Конституция, принятая в1936 году, – Конституция «победившего социализма» – подвела черту под эпохой радикальных революционных перемен. История страны оставила многовекторный, не укладывающийся в однозначные трактовки материал, достойный самого пристального внимания нового поколения исследователей, к числу которых, безусловно, принадлежит Николай Федосеенков.
Виктория Рогозинская