Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Метаморфозы дамского романа

01 января 2007

СВЕДЕНИЕ СЧЁТОВ

На прошедшей недавно очередной Международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, крупнейшем книжном форуме мира, в глаза бросалась одна мировая тенденция, явно побеждающая в художественной литературе, если уже не победившая окончательно.

Гуляя по бесконечным ангарам-павильонам Frankfurter Buchmesse, буквально слепнешь от изобилия мировой книжной продукции. Ежегодно во Франкфурт из более чем 100 стран привозится около полумиллиона книжных наименований, из которых более сотни тысяч совсем новые издания. Обнаружить простым взглядом в океане новых книг какую-то тенденцию практически невозможно. Собственно, для этого во Франкфурте и проводятся бесчисленные симпозиумы, диалоги, встречи и т.п.
И тем не менее одна тенденция бросалась в глаза.
Дело не только в том, что слухи о «конце романа», «смерти жанра» и т.д. оказались не просто сильно преувеличенными, но элементарно неверными. Его Величество РОМАН, этот, согласно М.М. Бахтину, вечно меняющийся и вечно обновляющийся жанр, продолжает царствовать во всём мировом книгоиздании. Слова «roman» и «novel» кричали о себе с ярмарочных стендов и афиш, портреты романистов украшали издательские секции всех стран. Впрочем, почему-то исключая наш, русский, сектор. Портреты Маканина и Аксёнова я видел на французских стендах, а на русских как-то не приметил. Но это – к слову.
И всё же дело даже не в этом. Дело в том, что внутри романного жанра сегодня доминирует именно женский роман. Портретов женщин-романистов я видел, пожалуй, даже больше, чем мужчин. А уж обложек свежих дамских романов было невиданное множество на немецких, французских, английских и американских стендах. И не думаю, что дело здесь только в окончательном торжестве эмансипации и грядущей окончательной победе феминизма.
Дело в самой природе романного жанра. Если оставить в стороне роман-эпопею, которая в строгом смысле романом не является, а является эпосом, использующим романный каркас (пример: love-story Аксиньи и Мелихова в качестве каркаса «Тихого Дона»), – то роман это, конечно же, удивительно «женский» жанр. Его натура капризна и изменчива, но при этом очень конкретна, не терпит метафизической расплывчатости. И вообще чрезмерной сложности. Конечно, возможны исключения, вроде «Волшебной горы» или «Улисса», но именно как исключения. «Петербург» Андрея Белого вообще не роман, а гениальное «разъятие», то есть разрушение классического романа. Но гениально ломать можно только один раз. Строить по канону можно бесконечно.
Недаром и наиболее благодарные читатели романа – это читательницы. Так повелось с XVIII века, так происходит и сегодня. Посмотрите в метро: кто больше всех читает романы? Женщины. Кто их читает на работе? В общем, понятно…
Трансформация романа в сериал (а я уверен, что нынешние сериалы – это новая трансформация вечно меняющегося романа) тоже работает в сторону женского интереса.
Наконец, бесчисленные «женские» серии во многих издательствах. Пишут под своими именами, пишут под псевдонимами, пишут «литературные негры» под женскими именами.
Зачем нужен этот шквал средней, если не совсем плохой литературы! – возмущается культурный читатель. Но его возмущение столь же риторично, сколь возмущение культурного читателя советских времён: кому нужен этот шквал средней, если не плохой идеологической литературы! Кому нужен, тому и нужен. Каждое время диктует свои законы и свой «формат».
«Женские» книжные сериалы – это всего лишь заданный временем «формат». Проблема серьёзного писателя (писательницы) – либо вписаться в этот «формат» и по мере сил его «раздвигать», либо отказаться от «формата». Но я напомню, что от «формата» времени мог позволить себе отказаться лишь Лев Толстой, да и то в позднем возрасте. А раньше? Думаете, не тяжело ему было «Анну Каренину» писать? Ох, как тяжело! Как он мучился, как ненавидел этот роман! Ему-то уже хотелось по-простому: о семье, о хозяйстве, о Боге. А проклятущий жанр навязывал ему историю про Анну и Вронского. И он тянул, и тянул.
Отказываться от «формата» – глубоко неверный стратегический ход. «Формат» надо побеждать изнутри. А издателя убеждать снаружи.
Одним из весьма удачных примеров внутренней победы над «форматом» я считаю последнюю книгу Ольги Новиковой «Гедонисты и сердечная» в серии «Красная линия» издательства «Центрполиграф». Не могу сказать, что я поклонник прозы Ольги Новиковой в целом. В целом она кажется мне слишком сумбурной, нервной, раздражающей не всегда по делу (впрочем, какого «дела» ждать от женского романа, если это только не «Унесённые ветром»). Но не могу не признать, что у прозы Ольги Новиковой своё лицо, свой характер, её ни с чем не спутаешь. А последний её роман я читал просто с удовольствием.
Это было и читательское, и филологическое удовольствие. С читательской точки зрения Ольга Новикова явно подхватила знамя, выпавшее из рук Владимира Маканина. Это острая, современная, социально-психологическая и предельно «городская» проза. То, чем когда-то славился Владимир Маканин, пока его не повело в сторону не понятной мне психосоматики. С филологической точки зрения Ольга Новикова прекрасно справилась с указанной выше задачей победы над «форматом» изнутри «формата».
«Формат» романа требует простоты. У Ольги Новиковой очень простой сюжет. Любовный… не треугольник, а четырёхугольник. Трое мужчин вожделеют к одной женщине, она любит одного из них, который любит её как раз меньше всех. Житейская история. Но дальше начинается самое интересное…
Сюжет романа завязан на двух сюжетных архетипах: одном – общемировом, втором – сугубо домашним. Первый архетип – евангельская притча о Марии и Марфе. Извечный спор: какая женщина права – верующая или хлопочущая. Второй архетип – «Душечка» Чехова. Понятно, что «Душечка» писалась уже с оглядкой на притчу о Марфе, но у Чехова он замечательно скорректирован: Душечка печётся не о «мнозем», а об одном-единственном мужчине, но именно том, который в данный момент находится под её заботливым крылом. Не беда, что мужчин в результате получилось много.
Ольга Новикова ужесточает чеховский архетип. Её героиня Марфа печётся тоже об одном мужчине, своём любовнике, капризном и знаменитом публицисте-экономисте, звезде телеэкранов и международных конференций. Но при этом есть человек, её муж, который сам готов стать для неё Марфой. Но ей это его желание глубоко противно.
Заботливая любовь мужа так же напрягает её, как её любовника напрягает её собственная чрезмерная страсть.
Можно спорить о том, насколько глубоко Ольга Новикова разыграла эту, в общем, довольно типичную современную ситуацию. Но нельзя не признать, что обыденный сюжет здесь начинает играть совсем иными красками и наполняться иными, более глубокими смыслами.
Это и значит: победить «формат» на его же поле. 

Павел БАСИНСКИЙ

Обсудить в группе Telegram

Павел Басинский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS