Талантливые молодые пианисты лауреаты Третьего международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко Елена Нефёдова, Михаил Турпанов и Дмитрий Аблогин приняли участие в ежегодном фестивале «Русенко» в столице Франции, организованном ассоциацией «Франция–Урал», и совершили небольшое турне по стране. Играли в Париже, Лионе, Ницце. Два вечера с разными программами прошли в знаменитом зале Корто. Приём всюду был восторженным. Особенно поразили меня слушатели в Лионе – концерт закончился, а публика и не думала расходиться независимо от позднего часа, выручил мэр округа, в котором находился концертный зал: он пригласил всех желающих продолжить общение в свои официальные апартаменты по соседству. Увидев количество откликнувшихся на любезное предложение, я посочувствовал мэру.
Путешествие преимущественно в XIX век, предложенное пианистами, действительно было увлекательным. Елена Нефёдова весьма убедительно «примирила» в своей части программ Брамса и Листа, у которых, как известно, были серьёзные претензии друг к другу. «Музыка страстной мысли», как отзывался о Брамсе выдающийся знаток его творчества И.И. Соллертинский, была и взволнованной, приподнятой в настроении и эмоционально богатой и выразительной. Елена играла Вариации на тему Шумана, ор. 9, и скерцо ми-бемоль минор, ор. 4. Шуман и всё связанное с ним – особое состояние Брамса. Мне показалось, что пианистке удалось это и прочувствовать, и весьма впечатляюще передать нам, слушателям. Запомнилась и блестяще исполненная ею Соната-фантазия Листа «После прочтения Данте».
Михаил Турпанов – один из самых интересных молодых пианистов сегодня. Меня он радует неизменной начитанностью (к сожалению, большая редкость среди молодёжи вообще и играющей тоже) и умением с первыми звуками абсолютно овладевать слушателями. Он всегда как бы внутри произведения и разбрасывает гениальные созвучия как волшебник. И образы у него почти осязаемые. Тем не менее в основе исключительных умений пианиста, как мне кажется, редкие интеллектуальные способности, позволяющие ему чётко «собрать» произведение. И оно не только не теряет образности, но, напротив, только из неё и состоит. Турпанов превосходно играл Брамса – Вариации и фугу на тему Генделя, ор. 24, а также «Сказки старой бабушки» Прокофьева, 6 Этюдов-картин Рахманинова и сонату № 3 Прокофьева (Из старых тетрадей), ор. 28.
Особый успех ждал произведения Николая Метнера. Во Франции, как, впрочем, и в России, немногие знакомы с ними. Так сложились обстоятельства вокруг недипломированного, но любимого ученика Танеева. Консерваторию он заканчивал по специальности «фортепиано» у В. Сафонова. Как композитор предпочитал сочинять сонаты, жанр этот всячески развивал. У него есть сонаты-воспоминания, сонаты-баллады, сонаты-сказки… А кроме того, он вообще обожал сказки. Здесь, в Париже, вышла книга его размышлений «Муза и мода». Смыслы в музыке – есть о чём задуматься и нынешним исполнителям. Произведения Метнера включил в свою программу Дмитрий Аблогин. Он заканчивает в этом году Гнесинку по классу профессора В. Троппа. Именно Владимиру Мануиловичу Троппу принадлежит инициатива классного вечера, полностью посвящённого сочинениям Николая Метнера. Так что Дмитрий шёл хорошо протоптанной тропинкой, но зато прямо в историю: до него в зале Корто никогда не звучал Метнер. Играл Аблогин Сонату-Балладу, ор. 27, две сказки из ор. 51 № 3 ля мажор и № 51 фа-диез минор. По-моему, очень достойно. После концертов всюду к нам подходили слушатели с благодарностью прежде всего за Метнера, которого слышали в первый раз.
25 июня в Екатеринбурге откроется Четвёртый международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Будем ждать новые имена и надеяться, что они будут такими же яркими, как и предыдущие.
В Москве же вспоминают наставника Николая Карловича Метнера блестящего пианиста и ректора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова в связи со 160-летием со дня рождения. Впервые за многие годы организованы Международные Сафоновские чтения. Исследователи творчества выдающегося русского музыканта из России, Украины, Италии, Швеции принимают участие в конференции и других мероприятиях. В Малом зале консерватории состоялся концерт из произведений композиторов XIX–XX веков, посвящённых В.И. Сафонову. А в Музее-квартире А.Б. Гольденвейзера играли лауреаты сафоновских конкурсов (г. Пятигорск) разных лет, которые сейчас живут и учатся в Москве. Здесь же можно видеть замечательный портрет Василия Ильича работы Германа Ханачека. Написан с натуры в Нью-Йорке в 1907 году.
Чтения прекрасно организованы, очень обстоятельны и научны. За всё это мы должны быть благодарны Всероссийскому музейному объединению музыкальной культуры имени М.И. Глинки и Музею-квартире А.Б. Гольденвейзера. Василию Ильичу Сафонову до того не очень везло «на воспоминания». И мы многого до сих пор не знаем, потому как даже архив дочери М.И. Сафоновой не опубликован, а рукопись хранится в одной из университетских библиотек США. Но тем замечательнее инициативы, случающиеся у нас. Врач «Скорой помощи» Леонид Тумаринсон, о чём я уже писал, издал замечательный труд «Летопись жизни и творчества В.И. Сафонова». Очень хорошо, когда о музыкантах пишут врачи. Со всей скрупулёзностью и вниманию к деталям, которые так важны в их профессии. Получился уникальный документ. Тумаринсон, наверное, продолжает ездить на «гастриты, колиты и аппендициты», но при его любознательности и любви к музыке можем дождаться продолжения этой удивительной работы. Василий Ильич Сафонов благодаря таким заботам возвращается к нам во всей полноте своей столь важной для русской музыки деятельности. Да здравствуют памятливые и любознательные люди!