Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Метнер снова в Париже…

01 января 2007

СЕМЬ НОТ

Юрий ДАНИЛИН

Талантливые молодые пианисты лауреаты Третьего международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко Елена Нефёдова, Михаил Турпанов и Дмитрий Аблогин приняли участие в ежегодном фестивале «Русенко» в столице Франции, организованном ассоциацией «Франция–Урал», и совершили небольшое турне по стране. Играли в Париже, Лионе, Ницце. Два вечера с разными программами прошли в знаменитом зале Корто. Приём всюду был восторженным. Особенно поразили меня слушатели в Лионе – концерт закончился, а публика и не думала расходиться независимо от позднего часа, выручил мэр округа, в котором находился концертный зал: он пригласил всех желающих продолжить общение в свои официальные апартаменты по соседству. Увидев количество откликнувшихся на любезное предложение, я посочувствовал мэру.

Путешествие преимущественно в XIX век, предложенное пианистами, действительно было увлекательным. Елена Нефёдова весьма убедительно «примирила» в своей части программ Брамса и Листа, у которых, как известно, были серьёзные претензии друг к другу. «Музыка страстной мысли», как отзывался о Брамсе выдающийся знаток его творчества И.И. Соллертинский, была и взволнованной, приподнятой в настроении и эмоционально богатой и выразительной. Елена играла Вариации на тему Шумана, ор. 9, и скерцо ми-бемоль минор, ор. 4. Шуман и всё связанное с ним – особое состояние Брамса. Мне показалось, что пианистке удалось это и прочувствовать, и весьма впечатляюще передать нам, слушателям. Запомнилась и блестяще исполненная ею Соната-фантазия Листа «После прочтения Данте».

Елена Нефёдова, Михаил Турпанов, Дмитрий Аблогин;  Е. КурилкоМихаил Турпанов – один из самых интересных молодых пианистов сегодня. Меня он радует неизменной начитанностью (к сожалению, большая редкость среди молодёжи вообще и играющей тоже) и умением с первыми звуками абсолютно овладевать слушателями. Он всегда как бы внутри произведения и разбрасывает гениальные созвучия как волшебник. И образы у него почти осязаемые. Тем не менее в основе исключительных умений пианиста, как мне кажется, редкие интеллектуальные способности, позволяющие ему чётко «собрать» произведение. И оно не только не теряет образности, но, напротив, только из неё и состоит. Турпанов превосходно играл Брамса – Вариации и фугу на тему Генделя, ор. 24, а также «Сказки старой бабушки» Прокофьева, 6 Этюдов-картин Рахманинова и сонату № 3 Прокофьева (Из старых тетрадей), ор. 28.

Особый успех ждал произведения Николая Метнера. Во Франции, как, впрочем, и в России, немногие знакомы с ними. Так сложились обстоятельства вокруг недипломированного, но любимого ученика Танеева. Консерваторию он заканчивал по специальности «фортепиано» у В. Сафонова. Как композитор предпочитал сочинять сонаты, жанр этот всячески развивал. У него есть сонаты-воспоминания, сонаты-баллады, сонаты-сказки… А кроме того, он вообще обожал сказки. Здесь, в Париже, вышла книга его размышлений «Муза и мода». Смыслы в музыке – есть о чём задуматься и нынешним исполнителям. Произведения Метнера включил в свою программу Дмитрий Аблогин. Он заканчивает в этом году Гнесинку по классу профессора В. Троппа. Именно Владимиру Мануиловичу Троппу принадлежит инициатива классного вечера, полностью посвящённого сочинениям Николая Метнера. Так что Дмитрий шёл хорошо протоптанной тропинкой, но зато прямо в историю: до него в зале Корто никогда не звучал Метнер. Играл Аблогин Сонату-Балладу, ор. 27, две сказки из ор. 51 № 3 ля мажор и № 51 фа-диез минор. По-моему, очень достойно. После концертов всюду к нам подходили слушатели с благодарностью прежде всего за Метнера, которого слышали в первый раз.

25 июня в Екатеринбурге откроется Четвёртый международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Будем ждать новые имена и надеяться, что они будут такими же яркими, как и предыдущие.

В Москве же вспоминают наставника Николая Карловича Метнера блестящего пианиста и ректора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова в связи со 160-летием со дня рождения. Впервые за многие годы организованы Международные Сафоновские чтения. Исследователи творчества выдающегося русского музыканта из России, Украины, Италии, Швеции принимают участие в конференции и других мероприятиях. В Малом зале консерватории состоялся концерт из произведений композиторов XIX–XX веков, посвящённых В.И. Сафонову. А в Музее-квартире А.Б. Гольденвейзера играли лауреаты сафоновских конкурсов (г. Пятигорск) разных лет, которые сейчас живут и учатся в Москве. Здесь же можно видеть замечательный портрет Василия Ильича работы Германа Ханачека. Написан с натуры в Нью-Йорке в 1907 году.

Чтения прекрасно организованы, очень обстоятельны и научны. За всё это мы должны быть благодарны Всероссийскому музейному объединению музыкальной культуры имени М.И. Глинки и Музею-квартире А.Б. Гольденвейзера. Василию Ильичу Сафонову до того не очень везло «на воспоминания». И мы многого до сих пор не знаем, потому как даже архив дочери М.И. Сафоновой не опубликован, а рукопись хранится в одной из университетских библиотек США. Но тем замечательнее инициативы, случающиеся у нас. Врач «Скорой помощи» Леонид Тумаринсон, о чём я уже писал, издал замечательный труд «Летопись жизни и творчества В.И. Сафонова». Очень хорошо, когда о музыкантах пишут врачи. Со всей скрупулёзностью и вниманию к деталям, которые так важны в их профессии. Получился уникальный документ. Тумаринсон, наверное, продолжает ездить на «гастриты, колиты и аппендициты», но при его любознательности и любви к музыке можем дождаться продолжения этой удивительной работы. Василий Ильич Сафонов благодаря таким заботам возвращается к нам во всей полноте своей столь важной для русской музыки деятельности. Да здравствуют памятливые и любознательные люди!

Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS