Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 октября 2020 г.
  4. № 40 (6755) (07.10.2020)
Литература Библиосфера

Меж двумя жерновами

О романе Михаила Попова «На кресах всходних»

07 октября 2020

Незадолго до событий 2013– 2014 гг. на Украине Михаил Попов обратился к русскому миру романом «Москаль», посвящённым, за рамками внешней его остросюжетности, проблеме Украины, особенностям украинского самосознания, взаимоотношениям великорусского характера с малороссийским. И уже через пару лет по выходе «Москаля» вдруг выяснилось, что книга эта актуальна…

Вот и к новому роману Попова «На кресах всходних» невольно возвращаешься, когда наблюдаешь трудные итоги президентских выборов и попытку смены власти в Белоруссии.

Аналитический и художественный интерес Попова к западным окраинам России («всходние кресы» – это восточные окраины бывшей Речи Посполитой) вновь оказался актуальным, поскольку жизненность геополитических (исторических) амбиций современной России зависит от восточноевропейской политики как ни от какой иной.

Сюжет романа «стартует» в 1908м у подножия Далибукской Пущи, в затерянном в пространстве и времени белорусском уголке империи, где селения и хутора, где до города – даль, а православная церквушка прячется в тени шляхетского костёла. Есть определённая связь между нежеланием империи последовательно поддерживать православных (значит, русских) и тем, что единственный на всю округу русский граф – человек здесь случайный, бездеятельный. Граф Турчанинов имеет в жизни одну страсть – оранжерею. Наполненная диковинными растениями из далёких и чуждых стран, она становится метафорой имперской дворянской культуры вообще. Культуры достаточно высокой для того, чтобы безнадёжно оторваться от живой окружающей национальной почвы. Достаточно чуждой, чтобы подвергнуться нападению. Достаточно хрупкой, чтобы погибнуть без следа…

На своей «кровной» территории империя в критический момент оказалась непростительно слаба. Есть что-то очень печальное и даже унизительное для нас в том, что своего императора Россия сдала в местах знаковых: где-то меж Могилёвом и Псковом, на станции… Дно.

Могло ли случиться что-то ещё в конце третьего года тяжелейшей войны, если за несколько лет до того белорусский деятель Норкевич, «являясь бывшим студентом столичного российского университета, вернувшись домой <...> обнаружил, что в тех образованных кругах, где ему неизбежно теперь придётся вращаться, царит хоть и необъявленное, но полное польское владычество <…> что многие царские чиновники считали правильным быть в хороших отношениях с польским обществом и по возможности ему не перечить»?

Основное место действия романа – деревня Порхневичи, селение Тройной хутор и другие, имение Турчаниновых Дворец, ближайший городок – Волковыск. Мы наблюдаем преимущественно сельскую белорусскую жизнь – до Великой войны, во время неё и последовавшей революции в Петербурге, во время смены властей и «польского ренессанса» при «начальнике государства» Пилсудском… Имение Дворец сожжено, граф и половина его безобидной семьи перебиты. Восстанавливается польский сугубо буржуазный порядок, при котором православная церквушка окончательно заколочена, носы шляхты направлены поверх туземных голов, а реальная власть принадлежит потомственному мироеду. Белорусу с претензией на шляхетство.

История трёх поколений семьи местного «владыки» дана Михаилом Поповым очень широко и ярко. Повествование его достигает шолоховского размаха, и даже авторский голос в большом романе – спокойный и ровный. Видно, что автор крепко «в материале».

Две трети романа «На кресах всходних» посвящены событиям Великой Отечественной. Белоруссия снова становится одной из арен большой истории. Деревня Порхневичи сожжена, и её жители во главе со своим вождём Витольдом Порхневичем оказываются всё в той же тысячелетней Пуще. Которая может спасти, а может и погубить. Но кроме выживания в условиях почти диких, кроме крайней нужды перед «племенем» стоит задача ещё выжить в эпицентре столкновения исторических сил: «Все ощущали себя оказавшимися меж двумя жерновами одинаковой жёсткости. Надо выбираться наружу из этой конструкции – внутри, как ни пригибайся, не выживешь».

Но выбираться некуда. И односельчанам приходится волей-неволей брать на себя задачи партизанского отряда.

Михаил Попов пишет свою большую историю подчёркнуто сдержанным языком. Экспрессия и динамика этого в общем-то приключенческого романа у автора явно не на первом месте. Несмотря на детективные приёмы построения сюжета, на хорошую долю мелодрамы в нём. Несмотря на материал, который позволял бы «заострить», «подогреть» повествование. Попов не захотел этого делать, видимо, желая оставить читателю «пространство» для восприятия общей идеи. Кажется, лишь раз писатель даёт волю сердечному порыву – в пронзительной сцене расстрела гитлеровцами группы еврейских женщин и детей со стариком во главе.

И эрос, и танатос в романе стремительны и стихийны, они напоминают собой шопенгауэровскую Волю, как ветер летящую над пущами и страной. Любовь здесь менее отчётлива и менее окончательна, чем смерть, ибо в конце войны весь партизанский отряд Порхневичей, а значит, и вся деревня Порхневичи гибнет – как племя вместе со своим белорусским вождём…

И, может быть, главное чувство, которое теплится в «подложке» произведения, – авторская грусть, которой нет исхода, поскольку это грусть по «третьей правде» для Белоруссии.


Тэги: Великая отечественная война Михаил Попов Максим Ершов На кресах всходних
Обсудить в группе Telegram

Максим Ершов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Рекомендует Михаил Попов

    03.08.2022
  • Невыдуманная история

    04.05.2022
  • Истории шальные дети

    23.02.2022
  • Офицерский характер

    09.02.2022
  • Внештатный разведчик

    02.08.2021
  • Горькое лето 41-го

    235 голосов
  • Правда о «цене Победы»

    106 голосов
  • Оградить от глумления и лжи!

    105 голосов
  • За победу над фашизмом!

    85 голосов
  • Штрафные удары по фальсификаторам

    72 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS