Мне кажется, что сейчас не так много по стране оперных театров, которые бы не стеснялись признаваться в консерватизме, если он заключается во внимательном прочтении подлинных партитур, поиске новых глубинных ходов прочтения русской и мировой классики, новых современных сближений с ней внутри известного, сложившегося, без мнимого новаторства и будто бы «открытий».
В Нижегородском театре оперы и балета, носящем имя А.С. Пушкина, чураются новомодных решений, с опаской наблюдают за экспериментами даже именитых коллег и уверены в том, что каждое поколение должно получать знакомство с подлинной классикой, не изменённой до неузнаваемости.
Театру оперному всегда везло на талантливых людей. Видно, Бог так распорядился, что именно сюда был назначен на постановку первого своего дипломного спектакля легендарный Борис Покровский. И именно здесь начинался его блистательный творческий путь. И в первые свои профессиональные годы Борис Александрович принёс в театр редко идущую на музыкальной сцене, малоизвестную оперу П.И. Чайковского «Чародейка», получившую свой первый оглушительный успех. Эта опера для нижегородцев, как «Синяя птица» для МХАТа. Нынешняя премьера – шестая её постановка.
И снова успех. История русской Кармен, поплатившейся за свою красоту и вольность, Кумы Настасьи, хлебосольной хозяйки заезжего двора на Оке, оказавшейся жертвой любви к ней отца и сына Курлятьевых, не перестаёт волновать меняющиеся поколения зрителей. Мелодрама, заканчивающаяся тремя смертями. Прекрасная музыка. Хоть и короткая, но красивая история любви. Когда-то Чайковский огорчился, что при его жизни опера не получила заслуженного успеха. В 1887 году он писал: «Я знаю, что когда-нибудь она своё возьмёт…» Взяла – в Нижнем Новгороде. Хотя, на мой взгляд, всё-таки любви и драматизма, положенных по сюжету, не всегда хватало центральным исполнителям – Аиде Ипполитовой, Дмитрию Суханову и Сергею Перминову.
В Нижнем Новгороде уверены, что русская классика – обязательно главная часть в репертуаре. И в «чистом» виде. На афише фестиваля, конечно же, и «Пиковая дама», и «Евгений Онегин», и «Бахчисарайский фонтан», и «Лебединое озеро», и «Борис Годунов». И каждый вечер – полный зал.
Кстати, Нижегородский оперный организационно, более тридцати лет проводит свой фестиваль «Болдинская осень», устраивая оперные представления «Чародейки» и «Ивана Сусанина» у стен кремля, он всегда держит специальные абонементы для школьников и невысокую цену на билеты, придумал и осуществляет проект «театр-образование», то есть на самом деле старается быть народным театром для всех, для каждого.
Более тридцати лет здесь была директором Анна Дмитриевна Ермакова, один из лучших театральных менеджеров русской провинции,
сейчас передавшая бразды управления театром и возглавившая отдел по связям с общественностью. При ней был создан попечительский совет, куда входят учёные, промышленники, банкиры. Две трети спектаклей театра они финансируют. И считают, что вкладывают свои деньги не в театр, а в нижегородцев, в их детей, в будущее.
«Бахчисарайский фонтан» – красота неописуемая! Трепетная, трогательная Мария (Татьяна Казанова), страстная красавица Зарема (Татьяна Пельмегова) танцуют безупречно. Сегодня – «Пиковая дама» со своей собственной роковой примадонной, графиней (Елена Шевченко) и приглашённым из Большого театра Германом (Роман Муравицкий). Потом «Лебединое озеро» и «Евгений Онегин – тест на зрелость. Экзамен для профессии. «Болдинская осень». И Пушкин, Пушкин, Пушкин… Который проезжал через Нижний, хотя застревал он в Болдине, в Арзамасском уезде; трём его болдинским осеням все мы обязаны многими замечательными произведениями. «Пушкинские» оперы и балеты на сюжеты его произведений – важная, любимая часть здешнего репертуара.
Нет, здесь пушкинские сюжеты не переводятся в бульварный роман, не опускаются до провальной бездны китча. Они останутся миром сценической правды и красоты. Конечно же, спектакли очень украсили знатные гости, приглашённые звёзды отечественной и мировой сцены.
И за всем этим видна честная работа, что нельзя не уважать, и у артистов, и творческого руководства, и администрации. И принятая на себя театром выполняемая добросовестно высокая просветительская миссия. Вот и балет, весь молодой, выращенный самими для себя, в специально открытом четверть века назад в местном театральном училище хореографическом отделении, которое обеспечивает надёжную смену поколений, создаёт прочный тыл, растит ярких солистов и кордебалет.
Вообще вдруг подумалось: именно здесь, балет сейчас не только у нас, а во всём мире прочно занял одно из ведущих мест в системе зрительских предпочтений. Кажется, редакции академические, постановки классические, одни и те же на все времена, но если они выполнены на уровне за-мысла и традиций, успех им обеспечен.
С оперой – посложнее. Но и здесь важно не мешать музыке, пению. Не отвлекать самонадеянными трактовками, не «оригинальничать».
Театрам, конечно же, нельзя забывать ещё и про тонкую, хрупкую грань между традициями, «здоровым» консерватизмом и... застоем
Вот и «Борис Годунов». Ну, не во всяком театре есть исполнитель на главную роль. Тем более в Нижнем Новгороде был свой уникальный артист для этой роли – Владимир Ермаков. Но и без него сегодня спектакль впечатляет, заражает буйством красок, мыслей, объёмом происходящего на сцене. В музыке звучат голоса истории, мнение народное. Борис Годунов сейчас – талантливый солист Мариинки Станислав Трофимов.
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья…» Это снова Пушкин. Навсегда Пушкин.
Анна Кузнецова,
Нижний Новгород–Москва