Жили-боли: Стихи / Предисл. Л. Аннинского. – М.: Вест-Консалтинг, 2011. – 82 с.
С Борисом Кутенковым и его стихами я познакомилась ещё полтора года назад, когда вела семинар поэзии в Липках. Ещё тогда меня приятно удивили и его обращение со словом, и внятный поэтический почерк, и культурный background. Словом, передо мной был литературно одарённый молодой человек. Позже я узнала, что он учится в Литературном институте, выступает в печати в разных жанрах – пишет статьи, рецензии, берёт интервью. И всё это добротно, умно…
Теперь вот мне выпала радость быть рецензентом его второй книги. Кстати, в ней я, кажется, нахожу и след собственной особы:
Там письмо пожилой мэтрессы – открой,
прочти:
«Ваши стихи талантливы, необыкновенны.
И одно лишь – слабым толчком в груди:
ваш герой, как моторчик инерции ни крути,
несимпатичен.
Ибо неоткровенен».
Ну, положим, про письмо – это он присочинил. Но устно я ему нечто подобное говорила тогда, в Липках. Действительно, «как моторчик инерции ни крути», далеко на нём не уедешь. Нужен какой-то экзистенциальный разбег – и взлёт. Метафизический жест. Может быть, даже временный разрыв с этим самым background’ом и контекстом… Не всё же бубнить отлаженным и гладким нарративным анапестом или мерно хромающим амфибрахием: по признанию самого Кутенкова, «как на автопилоте»…
В книге собраны стихи, которые раскрывают разные творческие возможности автора, – здесь и классические строфы, и акцентники, и верлибры, написанные без заглавных букв и знаков препинания, и центоны.
И всё же они отмечены и объединены единством авторства. Здесь складывается то, что называется «поэтическим миром», с его особыми приметами, деталями, ценностными ориентирами, эстетическими канонами, навыком к тщательному, прихотливому, но и внятному письму:
Всё мешается в дивную ересь:
кривда книжная, дурочкин плач,
физик Ваня, что спит, разуверяясь
в простоте нерешённых задач.
Да и есть ли на свете задача,
что годна для кривого горба?
У него – полусгнившая дача,
смерть жены, имбецилка-судьба.
Наиболее удавшимися и яркими мне как раз кажутся те стихи Кутенкова, где появляется сюжет, где возникают герои, кочующие из стихотворения в стихотворение, – юродивые, горбатые, нищие, вся эта голь перекатная, переломанная, болящая, трепещущая, блаженная, посконная, вещая, состоящая в непосредственных отношениях с землёй и небом, жизнью и смертью. Все эти нелепые, но трогательные Зины, Вовы, Вани…
В их своеобычном сознании, чуждом всякому дискурсу и дедукции, Борис Кутенков видит зёрна той поэзии, которая позабыта и отброшена «современностью» – миром и страной, где, по его словам, «чужая судьба не ценна ни на грош».
А у них:
Будто и нет расстоянья меж высью
и пропастью,
будто не шаг до погибели – шатки мосты…
…Пыльно, блаженно, миндально.
Всё – замысел, промысел,
солнечный замысел ужаса, счастья, беды.
Борис Кутенков – ещё совсем молодой человек, однако за его стихами чувствуется подлинный опыт души, жизни в культуре и творческий потенциал. Можно пожелать ему только благоприятной судьбы.