Фильм дебютантки Анастасии Нечаевой «Велга» не претендует на большой зрительский успех, он рассчитан на тех, кто любит помечтать и поддаётся гипнотическому воздействию. Фильм сомнамбулический с соответствующей психоделической музыкой Антона Силаева, чудесными видами Северного моря и лицами актёров, замечательно снятыми операторами Артёмом Емельяновым и Леонидом Никифоренко.
В основе сценария Марии Павлович лежит рассказ совсем молодого Ивана Бунина, написанный в 1895 году, в пору, когда скандинавская тема (Стриндберг, Ибсен, Григ) была в Европе и у нас очень в моде. Небольшой рассказ – о незапамятных временах, в которых жили молодая и сильная девушка Велга, её старшая сестра Снеггар и друг их детства Ирвальд. Его любит Велга, а он её – нет, но, когда Ирвальд попадает в беду, Велга ценой своей жизни спасает его.
Создатели экранизации историю осовременили и перенесли в Россию, Велга (Ольга Бодрова) осталась Велгой, но Ирвальд превратился в Кирилла (Антон Федосеев), а отец Велги (Алексей Гуськов) – в отставного морского офицера, горюющего о смерти жены. Появился в фильме также загадочный, мучающийся угрызениями совести отставной судья в исполнении Сергея Шакурова, среди отсутствующих у Бунина героев – также ещё один друг детства Велги – Кубрик (Анатолий Кононец), безнадёжно влюблённый в Велгу. Снеггар (в фильме её зовут Снега, а играет Александра Тулинова) в отпуск приезжает из города с Большой земли, где она работает танцовщицей, она разрушает идиллию и соблазняет Кирилла, Велга не верит, переживает, но потом видит их соитие на берегу прекрасного холодного Северного моря и очень расстраивается. Кирилл после содеянного куда-то уезжает. Точнее, уплывает, его лодка разбивается. Велга бросается его искать, непонятно каким чудом находит на необитаемом острове, спасает раненого, согревает его, но она ему не нужна. После чего, отвергнутая, она ныряет в холодное море. И не выныривает.
У Бунина такого самоубийства, разумеется, нет. У него красивая история о жертвенной любви, в фильме – современная, печальная – об измене. Вместе – эклектика. Многое в том, как романтическая легенда сплетена с реалиями современной жизни, сбивает с толку. Тем более обидно, что для воплощения именно легенды найдено главное. Исполнительница заглавной роли Ольга Бодрова вызывает сочувствие и симпатию, она как будто нездешняя, хотя вполне современная девушка. С нынешними возможностями кинематографа можно было бы буквально воссоздать бунинскую историю, сохранив её стилистику саги, не впутывая в неё нынешние свинцовые мерзости.
С другой стороны, если бы история совсем отошла от прозы молодого Бунина, сохранив только её мотивы, и превратилась бы в обыкновенную любовную драму, то тоже могло бы получиться неплохо – артисты бы и это потянули и недоумённых вопросов не было бы. Но получилось что-то между.