Какие проблемы возникают в наше время при подготовке универсального энциклопедического издания? Какую роль могут сыграть интернет-технологии? Об этом и многом другом сегодня размышляет ответственный редактор издательства «Большая российская энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ.
– Сколько томов Большой российской энциклопедии вышло к настоящему моменту?
– Вышло 15 томов, 16-й в типографии. Могло бы быть больше, но мы, как многие издатели, стали жертвой кризиса. По 2008 год включительно мы выпускали по три тома в год. И даже намеревались увеличить темп. Сравнительно недавно такая задача казалась невыполнимой для универсального справочного издания. Но новые технологии плюс уже сложившийся устойчивый авторский коллектив и приобретённый к настоящему времени опыт сделали её выполнимой. Однако сокращение финансирования привело к тому, что мы перешли на два тома в год – столько у нас смогли теперь закупать. Основной приобретатель БРЭ – Министерство культуры – закупает 50 тысяч экземпляров для библиотек.
Для издательства это был удар. И к нашим обычным творческим и техническим задачам добавились экстренные – сохранить коллектив издательства, технологический цикл, авторский коллектив. Это удалось выполнить, и в нынешнем году мы уже издаём три тома. Третий – пока только для покупателей по подписке, а библиотеки получат его в следующем году. Так что мы смотрим в будущее с надеждой, что работа будет идти более интенсивно.
– Существуют ли сейчас ещё какие-то обстоятельства, осложняющие работу над энциклопедией?
– С учётом стремительного нарастания потока информации важная задача – сохранить актуальность. Судите сами: если подготовка тома ведётся в середине 2010 года, а выйдет он в 2011-м, сколько новых данных может появиться за это время.
Чтобы реализовать потенциал издательства, мы приступили к созданию нового энциклопедического словаря. Обновление материала очень значительно – например, в статьях исторической тематики до 80 процентов, а вообще уточнённые и обновлённые факты встречаются практически в каждой из более чем 70 тысяч статей этого словаря.
– Для других энциклопедических изданий, в частности европейских, проблема сохранения актуальности тоже имеет значение?
– Несомненно. Во второй половине ХХ века это стало главной проблемой энциклопедических изданий. Делая энциклопедический словарь, мы не могли опираться даже на первые тома Большой российской энциклопедии (2005 год). У нас жёсткие рамки актуальности, максимальное приближение к сегодняшнему дню. Но к данному моменту официальной статистики за 2009 год ещё нет, значит, при подготовке тома сейчас в него войдут данные предыдущих лет. В ряде других энциклопедий используются вообще данные 8–10-летней давности, а это совсем иные, нежели сейчас, политические и экономические показатели.
Обращение к Интернету помогает актуализировать материал, но могут возникнуть другие проблемы. Вот, скажем, Википедия, рассчитанная на технологию толпы, – это быстро и актуально, но не всегда достоверно.
– Чем ещё вы сейчас занимаетесь?
– У нас есть несколько направлений, по которым мы ведём работу. Прежде всего это создание на базе Большой российской энциклопедии научно-информационного интернет-портала. Рабочее название портала – «Знание». Его предназначение – дать пользователю возможность получать развёрнутую информацию, не только текстовую, но и в виде фотографий, репродукций, интерактивных карт. Мы рассматриваем этот портал как продолжение работы с нашим читателем. Сохраняется основное качество наших изданий – достоверность. Вся информация, предназначенная к выкладке в Интернет, будет проходить ту же подготовку, что и тексты Большой российской энциклопедии. Но добавляется актуальность. При современных темпах 5 лет, прошедших с момента выхода первых томов БРЭ, – это срок, после которого становится необходима актуализация материала. С помощью интернет-портала мы можем давать обновлённую информацию постоянно. Книгу не уточнишь, а выложенные в Интернете данные – можно.
Второй наш проект – 12-томная «Славянская энциклопедия». В нём участвуют учёные славянских стран. Строится проект по двум принципам, тематическому и алфавитному. То есть раздел «Литература» будет содержать выстроенные по алфавиту сведения о литературе славянских стран. В этом проекте готовы участвовать Российская академия наук, высшие учебные заведения, издательство «Российская политическая энциклопедия», «Православная энциклопедия» – то есть он может объединить энциклопедические центры нашей страны.
– А как обстоят дела с «Православной энциклопедией»?
– Там сохранились темпы издания три тома в год. Вышло уже 23 тома, и очередной сдаётся в типографию. Для нас в «Православной энциклопедии» наступил сложный период по другой причине – мы вошли в самую трудную букву «И». Представляете, сколько в истории православной церкви святителей, архиереев, новомучеников, носивших имя Иоанн? Плюс имена Иоасаф, Иосиф… А есть ещё западные деятели, папы римские… Тяжёлое испытание!
Кроме того, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» стал заниматься художественным кино. Фильм «Поп» не оставил людей равнодушными, он до сих пор обсуждается. Сейчас работаем над новым фильмом – о святом Алексии, митрополите Московском. Основа сюжета – его поездка в Орду для исцеления царицы Тайдулы.
– Но фильм «Поп» вызвал у зрителей неоднозначную реакцию…
– Хорошо, что возникла полемика, это сулит фильму долгую жизнь. «Поп» – история непростая. Почему мы её выбрали? Хотелось создать правдивый образ русского священника. Главное в нём – основа священнического служения, клятва на верность Богу, и соблюдение её заключается в том, чтобы исполнять пастырский долг, никогда и ни в каких условиях не бросать свою паству. Отец Александр точно формулирует это – он служит Богу, перед ним и ответит. Современный зритель часто не в состоянии понять ситуацию. Ушли наши, пришли немцы, а митрополит Сергий (Воскресенский) говорит: добрый пастырь не оставляет своих овец. Он должен крестить, причащать, служить литургию. Кстати, надо помнить, что митрополит Сергий не был запрещён в служении Московской патриархией. И это в такое время, когда шла война, а Церковь находилась под жёстким контролем государства. Большинство священников на оккупированной территории укрепляли не немецкий порядок, а веру, в том числе и в победу добра над злом. Если люди молятся святому Александру Невскому – это укрепляет национальное самосознание.