Где место корректора в рабочем строю
Хмурым мартовским утром я ехала на работу, смотрела через забрызганное грязью окно автобуса на обочину, где стояли мои ровесницы в оранжевых жилетах, одетых поверх курток, и долбили ломами лёд. Невольно сравнила их труд со своим. Много лет я работала учителем русского языка и литературы в школе, радуясь успехам своих учеников и огорчаясь своими и их недоработками, проверяя множество и аккуратных, и изобилующих ошибками тетрадей.
Случилось так, что в 51 год мне пришлось постигать азы корректорского труда. Корректору, как и учителю, не приходится держать лом в руках, но в списке должностей, опубликованном в марте 2006 года, эта должность числится среди рабочих профессий, занимая своё место в ряду: «…конюх, корректор, кухонный рабочий, лифтёр…». Не знаю, чем руководствовались составители этого списка (хотелось бы ознакомиться с их доводами), но мои рассуждения о месте корректора «в рабочем строю» таковы.
Если конюх кормит и поит лошадей, убирает навоз в конюшне, а кухонный рабочий моет овощи, чистит их и выносит мусор, то и корректор, образно говоря, убирает словесный мусор, искореняя огромное количество орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок. Как нелегко быть дорожным рабочим, так нелегко быть и корректором. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова читаем: корректировать... 1. Вносить корректив во что-н., поправлять... 2. Читать корректуру...
Корректор... Работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру....
Корректура... Исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также самый оттиск.
По моим наблюдениям, наша профессия в XX веке была более востребованной, чем в наши дни. В 30-х годах прошлого века корректором работал такой выдающийся учёный, как Д.С. Лихачёв. К рабочим профессиям относился труд корректора в типографии, а труд корректора в редакции или издательстве был сродни редакторскому. Подготовкой типографских корректоров занимались в профтехучилищах, а чтобы работать корректором в редакции, издательстве, нужно было иметь высшее филологическое образование и окончить спецкурсы или техникум по данной специальности.
Но и тогда, когда получено специальное образование, стать хорошим корректором может не каждый. Эта работа не только специальных навыков, но и, самое главное, эрудиции, грамотности, внимательности. Сегодня корректор должен быть ещё и самоотверженным человеком, поскольку оплата его труда весьма скромная. В редакции областной общественно-политической газеты «Тамбовская жизнь», например, зарплата корректора 7-го разряда – технического работника с ненормированным рабочим днём – составляет 2993 рубля, а объём работы значительно превышает тот, который регламентировался давно не пересматриваемыми нормативами.
Существуют надбавки к зарплате за стаж, за сложность и напряжённость в работе, но, несмотря на это, профессия корректора становится сегодня вымирающей. В некоторых организациях вообще не прибегают к услугам корректора. К чему приводит такая экономия? А к тому, что катастрофически снижается уровень культуры и грамотности.
Немалый вклад в дело обескультуривания граждан вносит телевидение. По одному из центральных каналов не первый год идёт передача «Дом-2», участники которой ранее посещали «будку гластности», а не гласности. Создатели этой передачи продолжают наносить урон нравственности и культуре ещё и тем, что публикуют огромное количество сообщений с грубыми орфографическими ошибками. А по местному каналу телевидения нас бегущей строкой приглашают то поучавствовать в конкурсе (вместо поучаствовать), то купить ленолеум (вместо линолеума). А интересно, сколько заплачено за рекламу, в которой улица Степана Разина превратилась в… Степана – разина?
В детстве я училась читать по вывескам. Шла с мамой по городу и читала: «Гастро-ном». Сегодня контроль за грамотностью рекламных плакатов, вывесок, табличек зачастую отсутствует, поэтому в магазине «Астарта» продавался суп «Презеденский» (вместо «Президентского»), в другом торговом центре обещали «утишительный» (не утешительный) приз тому, кто в преддверии праздника осуществит покупку мясных изделий на сумму 300 рублей и более. Автобус по маршруту № 17 осенью ездил более месяца с табличкой «По К. Марксу», а там, где делают ксерокопии, обещают ещё и «брошуровку».
Не приходится уже удивляться тому, что в сборнике стихотворений милый барашек превратился в барабашку («Смотри на жизнь позитивно». Сборник стихов телезрителей. Тамбов. 2003), а в пособии по подготовке к ЕГЭ (Угроватова Т.Ю. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9-го класса. – Москва, 2009.) звукопись – в звокопись, а ассонанс – в ассонис. Читаешь повесть Л. Адерихиной «Эра падения» (Л. Адерихина. «Верю…». – Тамбов, 2006) и думаешь: «Как это стало возможным издать книгу с таким количеством орфографических и пунктуационных ошибок?» Как говорится, падать дальше некуда!
Противостоять псевдокультуре должны все порядочные люди нашей страны. Нельзя допускать того, чтобы учебные пособия выходили с ошибками, чтобы массовыми тиражами печатались сборники «золотых» сочинений с ошибками, чтобы в 5, 6, 7-х классах на изучение русской литературы отводилось всего 2 часа в неделю, а в 11-м классе – на русский язык лишь 1 час.
Каким бы сложным ни было положение в экономике России, это не повод для того, чтобы пренебрежительно относиться к родному языку и труду корректора, платя ему гроши. Сегодня корректор – на передней линии огня. Он сражается за чистоту русского языка, а значит – за духовное здоровье нации.
, ТАМБОВ