С юридической точки зрения главы Союза литераторов России считают себя правопреемниками Блока и Гумилёва
В наследство от советского прошлого нам достались творческие союзы, размножившиеся на закате перестройки. Их существование – различной степени активности – продолжается по сию пору, являясь своеобразным показателем современного состояния общества и культуры. Рассказать об одном из наиболее интересных из ныне действующих союзов – Союзе литераторов России (СЛ РФ) – мы попросили его руководителей. В беседе с корреспондентом «ЛГ» приняли участие сопредседатель Союза литераторов России Дмитрий ЦЕСЕЛЬЧУК, председатель ревизионной комиссии, адвокат МОКА Юлий КВАРТИН, координатор союза Нина ДАВЫДОВА и председатель секции прозы Валентин КУКЛЕВ.
– Как возникла и воплотилась в реальность идея Союза литераторов?
Нина Давыдова: Союз литераторов России создавался в конце 80-х годов прошлого века. Это было время романтическое, время пересмотра ушедшего советского периода, в том числе и истории советской литературы. Настала эпоха перемен: свобода слова, свобода прессы, отсутствие цензуры. Вот тогда-то, на гребне перестройки, и появился Союз литераторов. У его истоков стояли творческие люди, никогда не вписывавшиеся в метод социалистического реализма, – поэты, прозаики, барды, литературоведы.
Дмитрий Цесельчук: Свой первый официальный документ о регистрации мы получили в Мосгорсовете народных депутатов 20 декабря 1990 года. Это было решение Межведомственной комиссии по общественным объединениям, которое утверждало создание в г. Москве Союза литераторов РСФСР. Мы стали первым зарегистрированным творческим союзом, так как в то время все остальные союзы по документам были творческими организациями СССР. 14 марта 1991 года, сразу же после создания Министерства юстиции России, союз был зарегистрирован также и в Минюсте как межрегиональный Союз комитетов литераторов Москвы и Ленинградского комитета литераторов.
– Почему союз объединяет именно «литераторов», а не «писателей»?
Н.Д.: Название неслучайно: думается, не каждый даже хорошо пишущий автор легко называет себя писателем, что-то есть в этом забавное, пусть уж величают писателем после смерти, если заслужил. А так в России несколько столетий бытовало слово литератор.
Д.Ц.: Ещё до возвращения А.М. Горького на родину (позарез необходимого И. Сталину именно в России, а не на Капри, чтобы он прикрыл своим именем многое из того, что тогда творилось) существовали созданные в 20-е годы сначала профессиональные комитеты писателей, а впоследствии комитеты литераторов. Я, например, в 1980 году был принят в Профессиональный комитет литераторов при Литфонде СССР. Старики рассказывали, что не все ушли в Союз писателей, созданный к возвращению Горького решением ЦК ВКП(б). После чешских событий 1968 года для усиления надзора за литераторами их профессиональные комитеты стали именоваться «профсоюзными комитетами» (а не профессиональными) – на заседании ВЦСПС аббревиатуру «профком» кто-то додумался так расшифровать. Профкомы литераторов влились в ведомство профсоюза работников культуры от Литфонда СССР, куда продолжали идти 10 процентов начислений на каждый гонорар. В таком виде профкомы литераторов и дожили до середины восьмидесятых. Появление Союза литераторов в годы перестройки во многом предопределилось и возникновением в годы хрущёвской «оттепели» различных неформальных литературно-художественных объединений. Наиболее известными были: СМОГ («Самое молодое общество гениев»), «Спектр», «Лианозовская группа», «Московское время», «Клуб Поэзия», группа «Контекст». Большинство из участников этих групп в разное время или вступили в наш союз, или оказывали нам поддержку. Помощь Иосифа Бродского позволила союзу сплотить нашу русскоязычную зарубежную диаспору: многие из участников конференции 1991 года, посвящённой 100-летию со дня рождения Мандельштама, которую проводил Бродский в Лондонском университете, вступили в наш союз.
– Что представляет собой Союз литераторов сегодня? Из каких источников можно почерпнуть информацию о его текущих днях?
Валентин Куклев: Узнать о жизни союза всегда можно, зайдя на наш сайт, а также на страницах газеты «МОЛ». У газеты – эпиграф из Бродского: «Впрочем, земля и сама завершается молом, погнавшимся за, как по плоским ступенькам, по волнам убежавшей свободой».
– Известно, что Союз литераторов проецирует свою историю довольно далеко в прошлое. Хотелось бы побольше узнать о его генезисе.
Д.Ц.: Процитирую первый пункт нашего устава: «Союз литераторов Российской Федерации происходит от Петроградского союза поэтов, образованного Блоком и Гумилёвым и созданных в 20-е годы профессиональных комитетов писателей, членами которых были такие литераторы, как Мандельштам, Пастернак. В процессе деятельности эти организации были преобразованы в Профессиональный комитет литераторов при Литфонде СССР…» Александр Блок стал первым председателем Петроградского союза поэтов, хотя и на недолгое время. Николай Гумилёв, избранный большинством в один голос, стал следующим председателем союза. Блок продолжал исправно ходить на собрания, где, поглядывая в окно, написал как-то замечательные по своей правдивости строки: «…а матрос снимает шубку вместе с кожей с барыньки…» Наверное, в этот день революционные матросы добрались до винных погребов… Литературовед Анатолий Гоморев, занимающийся творчеством Блока более 35 лет, один из основателей музея в Шахматове, только что опубликовал исследование о духовных корнях Союза литераторов России «И так же прост наш тихий храм» в нашем альманахе «Словесность-2007». Валерий Брюсов, возглавлявший Всероссийский союз поэтов, напутствуя Н.А. Павлович перед её поездкой в Петроград, где ему хотелось открыть отделение Всероссийского союза поэтов, сказал ей, что, если Блок согласится встать во главе Петроградского отделения союза, это даст делу нужное направление…
В.К.: Говоря о «нужном направлении», Брюсов прежде всего имел в виду авторитет Блока, но, возможно, и третье направление – между красными и белыми, между полярными, противостоящими друг другу силами.
– Члены вашего союза – это как раз и есть те, кто между красными и белыми?
Н.Д.: Члены Союза литераторов не хотели держать в руках удостоверения красного цвета, и в нашей организации до сих пор, естественно, членские билеты не напоминают своим цветом о трагических событиях, происходивших в 20–40-х и начале 50-х гг. прошлого века, в том числе и в Союзе писателей СССР: уничтожение многих и многих, расстрел Николая Гумилёва, глумление над Анной Ахматовой, Михаилом Зощенко и многими другими, – список, увы, обширный.
Д.Ц.: Кстати, Вячеслав Дмитриевич Сысоев, сопредседатель Союза литераторов России, в бытность свою советником министра юстиции России запрашивал дело Николая Гумилёва у генпрокурора и обнаружил, что Гумилёв, будучи председателем Петроградского союза поэтов, был расстрелян за «недоносительство». В России по традиции не берегли своих поэтов… Анатолий Гоморев в своём исследовании установил, что после смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва Петроградский союз поэтов временно прекратил своё существование, но был воссоздан в 1924 году. Ну а потом «сверху», как я уже упоминал, по сути решением ЦК ВКП(б), был создан Союз писателей СССР, «стоящих на единой платформе». Вот поэтому сейчас речь в нашей беседе идёт о культурном преемстве, о воссоединении утраченных художественных связей. Именно задача воссоздания утраченной ауры литературы стояла перед нами. Она и сейчас определяет деятельность Союза литераторов. В конце 80-х было создано знаменитое литературное кафе на Большой Лубянке, 19, в начале 90-х проведён Первый Всероссийский поэтический фестиваль на Алтае, поехали в Лондон на конференцию, организованную Иосифом Бродским. Тогда же взамен помещений на Большой Лубянке, 19, союзу выделили равноценное помещение в Центральном административном округе на Сущёвской ул., д. 8–12, площадью 266 метров… Но тут через некоторое время московская недвижимость стала стремительно подниматься в цене…
Юлий Квартин: Реализуя предоставленное государством право на бессрочное пользование помещением, Союз литераторов России разместил свой офис, где правление СЛ РФ занималось организационными и иными вопросами, в нём располагался архив организации с уникальными документами и личными делами членов СЛ РФ, проводились презентации книг и т.д. Помещение СЛ РФ было предоставлено и соответствующим образом закреплено и оформлено Госкомимуществом. Между тем нам была предоставлена только часть здания, а основная часть передана Росконтракту. Более того! Как впоследствии нам стало известно, Госкомимущество в нарушение норм права передало всё здание в качестве уставного фонда Росконтракту. Росконтракт, в свою очередь, «прихватил» себе и нашу часть помещения. После чего Росконтракт выставил свою охрану, запретив ей пропускать членов Союза литераторов РФ в наши помещения, которые фактически и юридически были предоставлены СЛ РФ, в котором находилось его имущество и которое Росконтракт до настоящего времени нам не вернул. Поскольку мы стали бороться за свои права на помещения, Росконтракт уклонился от мирного урегулирования созданной им конфликтной ситуации и подал иск о выселении СЛ РФ в Арбитражный суд. Решение Арбитражного суда было единственным и однозначным, и оно звучало исключительно в пользу и в интересах СЛ РФ. Суд признал очевидные грубейшие нарушения закона в отношении нас со стороны Росконтракта и обязал Росконтракт не препятствовать СЛ РФ в использовании в дальнейшем предоставленных нам помещений. Однако Росконтракт заявил, что решение Арбитражного суда для него не указ. Подтвердил Росконтракт свою позицию в отношении решения Арбитражного суда своими действиями, когда мы пришли в соответствии с решением вселяться в свои помещения. Охрана Росконтракта отказалась пропускать не только нас, но и представителя прокуратуры Москвы и судебных исполнителей, которые пришли вместе с нами исполнить решение Арбитражного суда.
Все наши попытки вернуться в принадлежащие нам помещения оказались тщетными. Как нам теперь стало известно, Росконтракт разными способами затягивал наше вселение в помещения неслучайно. Он сумел выкупить в собственность всё здание, включая часть, предоставленную СЛ РФ в бессрочное пользование. После чего всё здание перешло в собственность Росконтракта и дальнейшая его судьба нам не известна. СЛ РФ был причинён Росконтрактом (при помощи и молчаливом согласии Госкомимущества) существенный моральный, материальный и иной вред. Конечно, мы пытаемся решить навязанную нам насильственным путём проблему. Вместе с тем мы – некоммерческая общественная организация, лишённая не только соответствующих финансовых возможностей, но и адекватного административного ресурса. Мы в большинстве своём – законопослушные творческие интеллигентные люди. Возможно, чиновники наконец поймут необходимость нашей деятельности для настоящего и будущего страны и помогут нам восстановить законность и справедливость в исполнении решения Арбитражного суда.
Д.Ц.: Это довольно долгая история, на которую ушли годы судебных разбирательств, которые мы выиграли. После окончательного решения суда в нашу пользу хозяин – Госкомимущество, ссылаясь на невозможность освободить Сущёвку, предложил нам замену. И тут мы увидели высший чиновничий пилотаж. Нам предлагали: дворец Юсупова в Большом Харитоньевском, хорошее помещение в Фурманном переулке, несколько помещений в Китай-городе и т.д., и т.д. Мы соглашались на все эти помещения в пределах ЦАО, но нам тут же подсовывали подведомственные Госкомимуществу организации, так называемые ГУПы, т.е. других балансодержателей, которые не хотели отдавать литераторам в бессрочное безвозмездное пользование ни пяди, каждый морочил нам голову, а в результате каждый раз помещения сдавались в аренду кому-то другому. За этим следовали извинения Госкомимущества и уверения, что они просто недоглядели за строптивыми балансодержателями.
Н.Д.: Через несколько лет по телевидению мы случайно увидели сюжет, в котором появились знакомые нам до зубной боли лица, чиновники проходили по делу знаменитой дачи на западе Москвы для бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, и мы поняли, с кем боролись.
Д.Ц.: В этом противостоянии нам оказывали поддержку многие СМИ: Александр Гордон в программе «Частный случай» и Александр Ухов во «Времечке» сделали несколько сюжетов, включая наш знаменитый «Пикет молчания» перед головным офисом Росконтракта в Орликовом переулке; Дмитрий Курилов опубликовал фельетон «Подпольщики поневоле. Сказка о хитрых литераторах и невозмутимом Госснабе» в «Литературной газете» и др. Поддержка была, но наш противник всё время оказывался сильнее нас. Можно было и руки опустить: возможно ли вообще работать без помещения? Тем не менее с 2001 года мы возобновили выход литгазеты «МОЛ», создали сайт, где размещается электронная версия газеты.
– Союз литераторов год за годом участвует в праздновании Всемирного дня поэзии, проходящего под эгидой ЮНЕСКО. В чём же конкретно заключается ваше участие – насколько мне известно, весьма активное?
Н.Д.: Каждый год во второй половине марта поэты на разных языках читают свои стихи. Причём не только в городах: поднимаются на горные вершины, читают даже на подводных лодках и т.д. Это сродни одновременной молитве ради общего блага. Наши поэтические чтения мы проводили в издательстве «Летний сад», в Государственной Думе и Высшем арбитражном суде, в прямом эфире на радиостанции «Говорит Москва», в Немецком культурном центре на Малой Пироговке, в библиотеках, в Фонде мира на Пречистенке, в галерее «Спайдермаус». Неизменной ежегодной площадкой Всемирных чтений стал Народный дом в Большом Черкасском переулке, рядом с Кремлём. Стихи, прозвучавшие на чтениях, печатаются на страницах наших альманахов, помещаются в газете и размещаются на сайте. На чтения приходят не только сами поэты, но и поклонники поэзии, литературоведы, драматурги… Года два назад мы получили письмо от заместителя директора ЮНЕСКО по вопросам культуры Мунира Бушенаки, он написал, что его организация полностью поддерживает все наши инициативы, понимает важность поэзии для мировой культуры и утверждения принципа ненасилия в мире и считает одной из важных составляющих этой программы ЮНЕСКО и нашу программу.
– Хотелось бы узнать об издательской деятельности cоюза.
Н.Д.: С 2003 года стали выпускать литературный альманах «Вектор творчества». Первая книга была посвящена поэзии молодых, предисловие написал Евгений Рейн, вторая – тоже поэтическая, а третья книга альманаха «Вектор творчества – жизнь как контрапункт» включает в себя прозу, публицистику и мемуары.
Д.Ц.: На мемуарах стоит задержаться. В этом разделе опубликованы воспоминания вдовы талантливейшего поэта Александра Карпова Светланы Карповой «Вечер «Норд-Оста». А. Карпов был делегатом съезда Союза литераторов, который прошёл за месяц до «Норд-Оста», Саша делился планами, их было много, говорил, что всё очень удачно складывается после его перевода мюзикла «Чикаго». Через месяц он погиб на Дубровке, его жена была вместе с ним, поэтому мы считаем эту публикацию свидетельством уникальным.
В.К.: В этом году мы начали выпускать альманах «Словесность», первая книга посвящена памяти известнейшего музыковеда, талантливого прозаика Тамары Николаевны Грум-Гржимайло, она десять лет была сопредседателем Союза литераторов. В выпуске альманаха нам помог Зураб Церетели: мы сделали макет, а все прочие расходы по изданию взяла на себя его типография «Творческая мастерская», макет обложки выполнила Елена Церетели.
– Какие культурные мероприятия организует союз?
Д.Ц.: Мы обязательно собираемся раз в неделю. Помещения для творческого общения бесплатно предоставляли нам Музей меценатов и благотворителей, Музей наивного искусства, Народный дом, Музей современного искусства, помогают Музей В.В. Маяковского, библиотеки. Кроме того, мы проводили мастер-классы по поэтическому переводу на озере Бубуле в Литве, а в последние годы в Москве. В начале 90-х организовали «большое действо» – Первый фестиваль русской поэзии, проведённый в Барнауле, – с участием Юрия Арабова, Ивана Жданова, Евгения Бачурина. В начале нового тысячелетия помогали в организации Международной конференции «Россика в контексте мировой культуры». В наших региональных отделениях выходят альманахи «Орловский край», «От сердца к сердцу», «ЛИКИ», «Калуга литературная», «От всей души», издаётся в Обнинском отделении газета «Литератор», в Рязанском – «Компас», в Московском областном – «ЛитераторЪ» и другие. В 1995 году к 50-летию Победы издали поэтический сборник «Высота», в 2003 году – сборник «Музыка стиха» с произведениями лауреатов международного поэтического конкурса, проведённого Союзом литераторов в 2000–2002 гг.
– Известно, что у союза есть свои премии...
Н.Д.: В 2003 году Союзом литераторов учреждена литературная премия Юрия Мамлеева, а в 2005 году – премия «Словесность». Если вернуться к истокам, можно сказать, что линия Блока – Гумилёва – опора на то, что создавалось в советском андеграунде, в русском зарубежье – всё это приводит к понятию «третьей литературы», которую мы и стараемся поощрять и поддерживать.
– Любопытное определение: третья литература.
В.К.: Третья литература – это не только поиск смысла и смысловых систем, неизученных тем, но и большая переводческая работа над наследием, накопленным в сокровищнице мировой культуры. Скажем, психодуховная и связанная с ней переводческая деятельность группы «Контекст» дала возможность русской интеллигенции в 70-е годы прочесть ходившие в самиздате книги Карлоса Кастанеды, Джона Лили, Эрика Берна и других онтологических, бытийных авторов. Их книги, мастерски переведённые на русский язык, создавали предпосылки для преодоления общественного кризиса и для поиска метафизических реалий и новых социокультурных парадигм – устоев культуры и общества. Хотя нашу страну после краха двух империй покинули многие выдающиеся деятели культуры и талантливая молодёжь, но культурное преемство сохранилось.
Д.Ц.: Авторам Союза литераторов России удаётся создавать новые литературные контексты, жизнеспособные в условиях современного глобального развития, которые не только возвращают России её мировое культурное лидерство, но и способствуют максимальному сближению мировых национальных культур. Именно на культурном преемстве мы хотели сконцентрировать сегодня внимание.
Подготовил