Сериал «Апостол» вызывает самые противоречивые чувства и эмоцииУ телесериала «Апостол» дорога к зрителю оказалась долгой и уж точно не самой простой. Начинал фильм режиссёр Геннадий Сидоров, прогремевший несколько лет назад на «Кинотавре» своими знаменитыми уже «Старухами». Говорят, отсняв две трети сериала, не поладил с продюсерами на творческой почве, ушёл (или его ушли – тут версии расходятся). Киношная молва приписывает недолгое участие в проекте Николая Лебедева – режиссёра героико-патриотической саги «Звезда», удостоенной Государственной премии России. Тоже что-то не срослось. В итоге сериал спешным порядком завершал многоопытный Юрий Мороз, «отец» экранной «Каменской», постановщик не вышедших пока «Братьев Карамазовых», который по счастливой случайности оказался одним из продюсеров «Апостола». Ему в этой ситуации, как говорится, и карты в руки. Но с него же в итоге – и весь спрос. За свои грехи и за чужие...
Сериал оглушает, ошарашивает, сбивает с ног восхитительным в своей наглости замыслом – вот моё первое и главное впечатление от просмотра всех 12 серий «Апостола», проглоченных, признаюсь, на диске за два присеста. Придумать такой замысловатый сюжет, какой учудил молодой даровитый сценарист Олег Антонов, известный по «Garpastum» и «Шику», – это не каждому драмоделу под силу. Представьте: наши доблестные чекисты отлавливают немецкого диверсанта Петра Истомина, в недавнем прошлом матёрого вора-рецидивиста, медвежатника, урку с железными нервами и фиксами. Его, уже почти перевербованного капитаном НКВД Алексеем Хромовым, нечаянно пристреливают при попытке к бегству. Но упускать возможность провернуть эффектную операцию в осином гнезде врага обидно, и вместо Петра в немецкую разведшколу решают забросить его брата-близнеца Павла, отсидевшего по 58-й статье, а нынче прозябающего на поселении где-то в Сибири. За месяц-другой из тщедушного школьного учителя, хлюпика-интеллигента Хромов и его сподручные костоломы выковывают настоящего разведчика, асса. Который в буквальном смысле слова в огне не горит и в воде не тонет, которого штык не берёт и пуля-дура боится. И который даже в постели сластолюбивой немецкой комендантши Хильды, требующей от него привычных плотских утех, не дрогнет ни одним своим членом, то есть, простите, лицевым мускулом, и постарается, сердешный, в этой щекотливой ситуации постоять и за себя, и за своего брата. И ни одна собака – ни вечно подозрительные подельники Петра по разведшколе, ни натаскивающие их волчары-фашисты, ни белокурая овчарка абвера Хильда, регулярно содрогающаяся от запретных соитий с «грязным славянином», – не догадывается о произведённой подмене.
И только отец Петра и Павла, который оказывается главным немецким супершпионом, одним из стратегов Третьего рейха, неуловимым и недоступным Гельдрихом (в этой роли выступает фактурный кинорежиссёр Андрей Смирнов), нутром чует подмену. И на протяжении всего сериала лукаво играет с сыном в кошки-мышки. Но именно его, своего родного отца, и должен, как выясняется, ликвидировать агент по кличке Апостол, он же Павел Истомин. Иначе не видать ему жены (Дарья Мороз) и приёмного сына, взятых спецами из НКВД в заложники. Поэтому наш герой-одиночка весь фильм плетёт тончайшую интригу и воюет сразу на два фронта – и против бесчеловечной сталинской тоталитарной машины, и против всепожирающего абверовского молоха. И, похоже, одерживает в финале свою личную победу...
Согласитесь, наворотить такое непросто. Тут «Рабыней Изаурой» временами попахивает. Но самое непостижимое, что этот диковатый сюжет, наполненный историческими нелепостями, бесчисленными сюжетными натяжками, откровенными ляпами (чего стоит один пьяный загул русских отпускников в берлинском ресторане осенью 1942 года), почему-то не воспринимается такой уж бессовестной вампукой, экранной шизой обкуренных авторов. Создателям сериала за счёт ярких страстей, крупных характеров удаётся затянуть зрителя в это изменчивое, завораживающее хитросплетение событий, в этот странный экранный ребус, от которого голова идёт кругом... Словно в мощную плавильную печь, Антонов и Мороз бросают в горнило своего сериала высокие библейские мотивы и расхожие штампы шпионского киномыла, многочисленные цитаты из советской военной киноклассики (тут в первую очередь вспоминаются «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны», а сцену из «Подвига разведчика» со спрятавшимся за шторой героем они не мудрствуя лукаво повторяют буквально) и давно апробированные голливудские рецепты со всевозможными экранными двойниками... И, лихо взболтав и перемешав этот причудливый, пьянящий, терпкий коктейль, выплёскивают его на экран с заразительной энергией и ярой убеждённостью, что зритель пойдёт за ними, закрыв глаза на очевидную абсурдность сюжета, на всю несусветицу происходящего на экране.
Эту уверенность разделяют и актёры, которые играют с редкостной для телесериалов самоотдачей, – даже исполнители второстепенных и третьестепенных ролей и ролишек. Что уж говорить про актёров-первачей, которые рвут страсти в клочья... Евгений Миронов тот просто купается в главной роли, виртуозно меняя по ходу фильма многочисленные обличья, личины, лики. То он вор-рецидивист, умело ботающий по фене, лихо вскрывающий сейфы, ловко бегающий по скользкой крыше многоэтажного дома, то он близорукий школьный «ботаник», рассказывающий детям про пески Африки и неумело влюбляющийся в свою будущую жену... То он матёрый разведчик, просчитывающий ходы противника на десять шагов вперёд, сбивающий с ног дюжего противника одним ударом кулака, то просто крутой самец, развязно задирающий подол Хильде в самом неприспособленном для этого месте – на конспиративной явке, куда вот-вот должен явиться посланец Москвы... То его герой – подонок, сволочь, который с равным успехом стреляет по своим и чужим, то он страстотерпец, мученик, изгой, которому только тернового венца на лбу не хватает... И во всех этих рискованных ипостасях и невероятных перипетиях сюжета герою Миронова странным образом веришь – такова уж неодолимая сила его актёрской харизмы.
Весьма неожиданно открылся для меня и матёрый шоумен Николай Фоменко, который сыграл капитана Хромова без всех своих привычных хохмочек и ужимок, создав мощный и цельный, самоотверженный и страшный образ изувера, службиста, садиста, фанатика идеи, ради которой можно идти к цели даже по костям своих родных и близких. Но и свои кости при этом Хромов тоже не жалеет... Это, безусловно, лучшая работа Фоменко в кино. По его собственному признанию, такой роли у него ещё не было и, возможно, больше не будет. Если, конечно, добавим уже от себя, не подвернётся продолжение «Апостола», а оно, говорят, не за горами...
Безумные рейтинги нового сериала, бьющего все эфирные рекорды, успешно конкурирующего с хитом минувшего телесезона – сериалом «Ликвидация», говорят, заставили продюсеров кинокомпании «Централ Партнершип» спешным образом инициировать работу над вторым «Апостолом». Который по логике всех сиквелов и приквелов должен быть ещё круче, ещё отвязнее, чем первый фильм. Останутся ли в нём хоть крохи исторической достоверности, хоть слабый отблеск правды о Великой Отечественной, которые хоть с трудом, но всё-таки можно отыскать в первом «Апостоле», или он станет чисто шпионским боевиком наподобие пресловутой «бондианы» – вот в чём вопрос...
Гильдия киноведов и кинокритиков СК России присудила награды за лучшие книги, статьи, телепередачи о кино – ежегодную премию «Белый слон». Нам приятно сообщить, что Леонид Павлючик получил своего «Слона» за лучшие публикации в периодической печати, а именно за статьи о кино в «Труде» и «Литературной газете». Поздравляем нашего постоянного автора и друга.