Речь пойдёт о недавней инициативе депутата Госдумы Анатолия Вассермана. Его законопроект предполагал, что россияне смогут хранить наличными не более миллиона рублей, а в случае превышения суммы потребуются объяснения перед налоговиками о происхождении средств. Идея вызвала бурную дискуссию, наделала шуму в СМИ и соцсетях.
Отмечу, что я давно дружу с Анатолием Александровичем, мы соавторы многих публикаций, вместе написали книгу «Нержавеющий Сталин». Недавно я был восхищён его выступлением в Думе по поводу фальсификации истории: о «секретных протоколах» так называемого пакта Молотова – Риббентропа, Катынской трагедии и т.д. Вассерман для меня – интеллектуальный авторитет, я знаю, что он пылкий и искренний патриот России. Однако, как говорится, Вассерман мне друг, но истина дороже. А истина заключается в том, что его инициатива, безусловно, ошибка. Есть такое высказывание выдающегося французского политика Талейрана: «Это больше, чем преступление: это ошибка». Я могу объяснить эту мысль как судья, как юрист: «преступление» – чётко верифицируется, а вот «ошибка» может вести в заблуждение, внешне «ошибка» нередко выглядит разумной.
Мне и другим критикам этой инициативы понятно, что Россия находится в очень сложном положении: целых десять пакетов санкций, боевые действия и т.д. Всё это тяжело сказывается на экономике, на гражданах. В этой ситуации государство делает всё, чтобы помочь людям, но надо понимать, что резервы небезграничны. Тем более они сейчас во многом ориентированы на СВО, на программы противодействия санкциям т.д. Сто лет назад наша страна оказалась в ещё более сложном положении: интервенция западных держав, экономическая блокада, гражданская война. В этой ситуации руководитель государства, Владимир Ленин, сумел убедить своих соратников, в том числе и фанатичных большевиков, начать нэп. Этот гениальный политический шаг поднял экономику страны из руин – Анатолий Александрович прекрасно знает эту страницу истории. Сейчас тоже важно преодолеть бюрократический фанатизм и оценить последствия тотального контроля над движением денежных средств. Это тот случай, когда лекарство может оказаться хуже болезни. Сейчас одна из ключевых проблем нашей экономики – недостаточная денежная масса и скорость оборота. И оборот налички (естественно, без злоупотреблений) помогает эту проблему решать. Именно наличка позволяет уйти от «бдительного ока американского финмониторинга», ведь прозрачность нашей экономики наши «заклятые друзья» используют для санкционного пресса. Кроме того, реализация инициативы Вассермана приведёт к ещё большей бесконтрольности контролирующих органов.
В то же время я категорически не согласен с целым рядом оскорбительных комментариев в адрес инициативы Анатолия Александровича. В своё время наш выдающийся физик Лев Ландау был абсолютным авторитетом в мировой теоретической физике, и тем не менее один из его любимейших учеников Исаак Халатников, когда его учитель допускал ошибку, говаривал: «Мэтр! Ты порешь ересь!» Считаю, что в этом случае произошёл сбой, который иногда допускают великие, а я действительно продолжаю считать Анатолия Вассермана «политическим Ландау»…
Сергей Гончаренко,
кандидат экономических наук, полковник юстиции