Наши федеральные курорты обладают уникальным разнообразием природных лечебных ресурсов, развитой сетью здравниц и фундаментальной медицинской школой, но перманентные реформы ударили и по ним. Если раньше кавминводский «лечебный цех страны» чётко вписывался в проверенную годами схему: поликлиника – стационар – курорт, то сегодня, судя по выступлениям на прошедшем в Кисловодске Всероссийском форуме «Здравница-2018», курорт из этой связки выпал.
– В итоговых документах прошлогоднего форума чётко зафиксирована установка – разработать государственную стратегию санаторно-курортного комплекса. Почему это важнейшее решение не выполнено? – задаётся вопросом вице-спикер Госдумы, депутат от Ставрополья Ольга Тимофеева. – На тех же Кавминводах продолжается немыслимая застройка в природоохранных зонах, сохраняется опасность истощения гидроминеральной базы, муниципальные власти по-прежнему ориентируются на экономическую выгоду, а не на охрану курорта. Единого центра управления нет. Санатории имеют разную форму собственности, но для нормального развития необходимо, чтобы собственники взаимодействовали, объединялись, стали одной мощной силой. Важно принять наконец закон о Кавминводах, который должен быть в первую очередь ориентирован на защиту и развитие природного и оздоровительного потенциала региона. Отсутствие чёткого правового статуса порождает неопределённость и принижает особый режим региона. Вместо санаторно-курортного лечения появляется какая-то новая, развлекательная отрасль туризма. Келейно зарождаются сомнительные законодательные инициативы, о которых Ставрополье узнает случайно, когда недопустимые законопроекты выносятся вдруг на обсуждение Госдумы за спиной региональной власти.
Нынче не художественная литература, а чиновники «обогащают» русский язык. В курортную лексику бесцеремонно вторглось сверхмодное определение – «кластер». На Ставрополье сначала пошумели о перспективном стекольном кластере, потом о мясном агропромышленном биокластере, фармацевтическом, туристическом… И вот на Кавминводы обрушился бальнеологический кластер. Спасёт он или окончательно погубит круглогодичный курорт?
Глобальные туристические кластеры обещают нам заманчивые «Альпы» в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии и в других действительно замечательных горных местах. Да кто ж против? Но почему надо забывать и губить неповторимые Кавминводы – с их многолетним опытом, с их уникальными минеральными источниками. Ведь в результате – ни фантастических Альп кавказского происхождения, ни возрождённых курортов Ставрополья.
Бездумные идеи живучи и время от времени обретают второе дыхание. То вдруг возрождается сомнительная идея вернуть федеральный Курортный парк в Кисловодске на содержание нищего городского бюджета, то всплывает безрассудный проект многоэтажной застройки центрального бульвара. При таком отношении к гидроминеральной базе федеральные курорты могут остаться без лечебных ресурсов. Спасёт ли наш целебный регион бальнеологический кластер, который тоже вызывает серьёзные вопросы? Там будут лечить гостей или развлекать? Усовершенствуют «лечебный цех» страны или переквалифицируют его в торгово-увеселительный центр сельского пошиба?
О модернизации отечественной медицины нам заявляют с высоких трибун почти ежегодно, но мы боимся признавать вслух, что реформы терпят крах. Тот же медицинский кластер в курортном регионе планировали оформить к 2018 году. На его создание по федеральной целевой программе «Юг России» предусмотрено пять миллиардов рублей, в том числе 500 миллионов из местного бюджета. Об этом, точнее – о своей причастности к грядущему событию, поспешили раструбить правительство Ставрополья, ОАО «Курорты Северного Кавказа», ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», в названиях которых мы уже начинаем путаться. Не слишком ли много полугосударственных структур слетелось, чтобы принять участие в распределении масштабного финансирования? Сегодня кластер планируется уже не на Кавминводах, как задумывалось первоначально, а на соседней территории – в Карачаево-
Черкесии.
Курортологи Кавминвод единодушны во мнении, что, если деньги, предусмотренные на медицинский кластер, вложить в развитие уже существующей санаторной отрасли, пользы было бы больше. Квалифицированных кадров не хватает даже для сегодняшних здравниц. А если сомнительный кластер появится в чистом поле под финансовой крышей расплодившихся корпораций, то где для них брать кадры?
Общественность Кавминвод много лет неустанно боролась за то, чтобы уникальный целебный край обрёл федеральный курортный статус. Настойчивую борьбу увенчал президентский Указ (в лихие-то 90-е годы!) «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе» с образованием Администрации КМВ. Но мало кто знает, что это значимое федеральное положение выхолостил в бытность президентом Дмитрий Медведев, упразднив наиболее существенные пункты, без которых региональная курортная власть осталась без экономических и административных рычагов влияния на городские муниципалитеты. Целебный регион Ставрополья реально распадается на два главных направления – туристический кластер и санаторное дело. Основная курортная функция в последние годы заметно ослабла, а бурно зарождающийся туризм вообще может подмять её под себя. Перекос не то чтобы опасный, но весьма сомнительный, и тем более нужен единый хозяин.
– Сейчас много говорят о том, что нужно стремиться к европейскому уровню обслуживания. Но поверьте, при наличии финансов мы в течение месяца способны дать такой уровень, которого нет даже за рубежом, – убеждён главный врач кисловодского санатория «Кавказ», депутат местной думы Юрий Хуцистов. – А вот интеллектуального потенциала и опыта, который мы накопили за годы практической и научной курортологии, «зарубежникам» не достичь и за десятки лет. Поэтому ведущие специалисты Старого Света едут учиться к нам. Но уровень отечественного сервиса без реальной государственной поддержки не поднять.
Даже построив новые здравницы, нельзя будет сказать: «Всё решено», потому что нет кадров, нет тренда, нет популярности. Если вложить средства в инфраструктуру, сюда хлынут люди. А это важно и для государства, потому что курортное лечение и реабилитация приводят к увеличению трудоспособности и снижению инвалидности.
Страшно потерять научный потенциал Кавминвод. Под эгидой старейшего научного учреждения Пятигорского НИИ курортологии во всех четырёх городах Кавминвод работают многопрофильные клиники, обеспечивая разработку инновационных технологий лечения и подготовку медицинских стандартов курортной реабилитации. Если Кисловодск является своеобразным кардиологическим центром, то уникальные природные ресурсы у горы Железной снискали Железноводску добрую славу «почечного» курорта, который успешно лечит мочекаменную болезнь и хронические воспалительные процессы мочевыводящих путей. Своя специфика у Пятигорска и Ессентуков.
Нет больше в мире такого уникального целебного региона – с богатейшим разнообразием минеральных ключей, хрустальным воздухом, неповторимым климатом и другими природными факторами. Но коммерческие интересы временщиков наносят курортам непоправимый вред.
Два с лишним века Кавминводы были нашей гордостью, а становятся нашей болью.