Александр Алиев
Этот старинный московский район между Басманной слободой, улицей Покровкой, Земляным валом и поймой Яузы был когда-то полем, края коего ограничивали яузские притоки – речки Чечёра и Черногрязка. А сеяли на том поле горох, и в памяти горожан оно долгое время сохранялось в названии церкви Вознесения Христова – «что на Гороховом поле». Поле пересекали две тропинки, напрямую ведшие из центра Москвы в процветавшую Немецкую слободу и со временем ставшие городскими проездами. Один из них именовался улицей Гороховое Поле, затем Гороховской улицей (сейчас это улица Казакова), а другой – Гороховским переулком.
Последний, несмотря ни на что, и по сию пору хранит патриархальный уют и неспешность бытия старой Москвы.
Бесспорным шедевром среди здешних памятников зодчества является, конечно же, парадно развёрнутый вдоль красной линии переулка дворец, выстроенный в 1789–1791 годах знаменитым архитектором Матвеем Фёдоровичем Казаковым для отставного бригадира Ивана Ивановича Демидова, младшего представителя известной фамилии уральских горнозаводчиков.
Собственно, первым Демидовым в этих владениях был его отец, Иван Никитич, которому усадьба досталась от секунд-майора лейб-гвардии Семёновского полка А.Г. Гурьева. К стоявшим тут небольшим каменным палатам весьма сложного плана Демидов добавил ряд жилых и хозяйственных построек, регулярный и пейзажный парки, сад с оранжереей и теплицами и даже специальный «ананасник». Таким образом, границы усадьбы увеличились в западную сторону.
А старый дом впоследствии лёг в основу ныне существующего казаковского дворца. Матвей Фёдорович создал яркий образец разработанного им типа городской усадьбы в стиле московского классицизма со строгим фасадом, украшенным шестиколонным портиком коринфского ордера и немногочисленным изящным декором, и с двумя симметричными служебными флигелями. В то же время архитектор немного отступил от традиций: въезд в усадьбу сделан не между главным домом и флигелем, как обычно, а прямо посередине дома – в виде арки. Сейчас вместо неё устроены главный вход и парадный вестибюль.
Поистине дворцовой пышностью отличались интерьеры дома, самые известные из которых – так называемые Золотые комнаты. Их карнизы, мебель, камины, двери украшены тончайшей деревянной резьбой, покрытой сусальным золотом. Всё это великолепие выполнено по собственным рисункам Казакова, возможно, мастерской скульптора и декоратора П.П. Споля, расположенной в Немецкой слободе. Ныне эти и многие другие из великолепных залов (Голубая, Малиновая, Изумрудная гостиные) отреставрированы и доступны для посещения.
От И.И. Демидова дворец перешёл к его сыну Николаю, совсем уже порвавшему с предпринимательством и ставшему военным: при императоре Николае I он получил чин генерала от инфантерии. А после его смерти в 1833 году усадьба была выставлена на продажу. Ею последовательно владели: один из московских чудаков, отличавшийся феноменальной скаредностью, старообрядец И.А. Быков; некий «тифлисский гражданин» Г.И. Тамамшев; купец М.А. Степанов. Последний в 1858 году уступил всё своё владение Межевому ведомству для школы межевых топографов. И с 1873 года тут «квартировал» Константиновский межевой институт, перебравшийся со Старой Басманной улицы. Преподаватели обитали здесь же, на казённых квартирах. Одну из них множество раз посещал Фёдор Михайлович Достоевский: его родная сестра, Вера Михайловна, была замужем за институтским врачом А.П. Ивановым. Ныне же здание занимает Государственный университет геодезии и картографии, обладающий, в частности, богатейшим собранием старинных геодезических инструментов, атласов и карт.
В шеренге других примечательных строений XVIII – начала XX веков, раскинувшихся по обе стороны Гороховского переулка, назовём, разумеется, двухэтажный особняк под № 12. Сведений о нём сохранилось немного, однако сооружён он был, вероятно, в послепожарное время, то есть после 1812 года. Первый план его в городском архиве датирован 1839 годом, когда дом принадлежал гвардии подпоручице М.В. Булыгиной. А в 1881‑м новый владелец, действительный статский советник К.В. Паженкопф, заказывает архитектору А.О. Вивьену радикальную переделку фасада. В результате получилась типичная, но, несомненно, эффектная стилизация под итальянский Ренессанс.
Горизонтальный лепной фриз разделяет фасад, выкрашенный в бледно-сиреневый цвет, на две половины. Первый этаж отделан рустом и имеет окна с весьма простыми наличниками. А вот на втором этаже все десять окон украшены лучковыми (полукруглыми) «греческими» сандриками с кронштейнами, и самые верхние точки сандриков почти соприкасаются с лепным карнизом. Центральная часть этого этажа выделена балконом с ажурной решёткой, укреплённым на четырёх гигантских узорчатых кронштейнах. Балконная дверь оформлена аналогично окнам. Под балконом мы видим центральное окно нижнего этажа, а с боков – остальные оконные проёмы, по четыре с каждой стороны. Вход в особняк – со двора, пройти туда можно слева, через красивые ворота.
Добавим, что стоит здание в интересном окружении: бывшей частной женской гимназии имени В.П. фон Дервиз (№ 10) и бывшего особняка С.К. Морозова (№ 14). Буквально же напротив – комплекс бывшего Евангелического приюта для сирот (№ 17; теперь – Школа акварели Сергея Андрияки).
Вскоре после Октябрьской революции дом Паженкопфа (назовём его так, ибо последний хозяин дома неизвестен) был национализирован. Несколько десятилетий его использовали под самые разные нужды, вследствие чего были значительно искажены внутренняя планировка и декор интерьеров, а с 1950‑х годов хозяйственное ведение им осуществляет Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК; прежнее название – Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД СССР). В здании размещались различные посольства, ныне его занимает дипмиссия Республики Эквадор.
Строение пережило несколько текущих ремонтов и продолжает находиться в очень достойном виде, что является несомненной заслугой ГлавУпДК.