170 лет назад – 4 марта – не стало Николая Васильевича Гоголя
«Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня…» Это – замечательный русский писатель, драматург, поэт, публицист Николай Васильевич Гоголь. Имя которого ещё при жизни стало великим. Хотя его до сих пор склоняют на каждом углу. И те, кто любит. И те, кто ненавидит. А какими слухами земля полнится! И параноик, и сумасшедший, и отшельник, и колдун, и Пушкин его не терпел, и завёл дружбу с дьяволом, и даже в гробу перевернулся… От подобных слухов действительно можно перевернуться в гробу.
Впрочем, может, потому он и является одним из самых популярных писателей. После Библии, после Достоевского – он, Гоголь. Его литература неправдоподобно разная. И народная, и романтичная, и комичная, и реалистичная, и фантастичная, и символичная, и мистичная. И, безусловно, первой предвосхитившая модернизм… Гоголь – очень сложен и очень противоречив. Не в этом ли его тайна? Гоголь – один из немногих писателей, чьё мировоззрение всю жизнь шло вразрез с их произведениями, которые были гораздо смелее и шире их воззрений на мир... И постоянно – крайности. Сам Гоголь всегда мог остановиться. Его талант – нет. Он часто отрекался от того, что любил. И часто принимал то, что ненавидел. Он не встал на чью-то сторону. Ни славянофилов, ни западников. Ни революционеров, ни государственников. Хотя вначале его горячо поддерживали прогрессивные силы. Как его произведения – их. А в конце – реакционные. Как его произведения – их… В этом – весь Гоголь. Сам по себе… Впрочем, шумиха вокруг его имени была, есть и будет не столько литературной, сколько идейной. Разве не символично, что в истории остался лишь первый том «Мёртвых душ». Для истории. Главное произведение Гоголя.
«Мёртвые души» – история болезни, написанная рукой мастера» – это слова Герцена. История болезни России, диагноз которой поставил Гоголь. Пушкин после знакомства с первыми главами этой грандиозной поэмы произнёс: «Боже, как грустна наша Россия!» Она была грустна, есть и всегда будет. «Будьте не мёртвые, а живые души», – завещал нам Гоголь. Хотя его всю жизнь мучили мёртвые души. Он же своим невероятным талантом мучит живых. По сей день. И по сей день живут среди нас пять гоголевских помещиков. И – Чичиков. Вор, который должен сидеть в тюрьме…
Гоголя могли обвинить в безнадёжности и депрессивности поэмы. Но ведь её он завершил на высокой ноте: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются, и дают ей дорогу другие народы и государства». И в этом тоже – Гоголь. Уж если великий фантазёр верил в Россию, нам сам бог велел…
Второй том «Мёртвых душ» он сжёг. Почему? Ответ ищут уже несколько веков. Но он сам знал почему. И этого достаточно. Талант победил своё произведение, уничтожив его… Впрочем, он не раз сжигал свои рукописи. И не раз рвал их. А для этого нужно не просто мужество. Для этого нужно понять, что творение оказалось недостойно гения. А на меньшее он не соглашался... Хотя Гоголь не был максималистом. Скорее наоборот. Особенно к концу жизни. А при смерти шептал: «Лестницу, поскорее давай лестницу!» Он всю жизнь шёл по этой лестнице. Которая всё выше, выше, ступенькой за ступенькой вела его к бессмертию. Туда, где уже звонит колокол.
«Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится…»
Н.В. Гоголь