Последняя банда. – М.: Детектив пресс, 2011. – 157 с. – 2000 экз.
Автор этой книги-расследования Ольга Мамонова признаётся, что была поражена, узнав, насколько киноистория, представленная в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя», не соответствует подлинным событиям тех послевоенных лет. Не было, оказывается, банды уголовников во главе с Горбатым. Не было эффектной погони по набережной Москвы-реки, перестрелки, подвала-ловушки, словом, всего того, что в 70-х приковывало миллионы зрителей к экранам телевизоров.
А была, говоря современным языком, организованная преступная группа (ОПГ), состоявшая в основном из молодых передовиков производства оборонного завода в подмосковном Красногорске. В свободное от работы время они по команде своего 25-летнего вожака Митина приезжали в Москву, входили в присмотренный заранее магазин и объявляли, вытащив пистолеты: «Всем на пол! Не двигаться!» Стреляли в потолок, для острастки. И всё-таки не все верили, что это всерьёз, пытались сопротивляться, кричали им: «Парни, да вы что!», и парни стреляли прицельно. Итог: с декабря 1950-го до февраля 1953-го они совершили 22 ограбления магазинов и сберкасс, убив 8 человек, трое из погибших – работники милиции.
Все эти почти два с половиной года милиция безуспешно искала их в уголовной среде. Панические слухи о неуловимой «Чёрной кошке» расползались по Москве и Подмосковью. Власти даже решили было сажать «распространителей слухов» как провокаторов, но информацию о дерзких грабежах утаить не удавалось.
А «парни» тем временем продолжали работать на своих станках, получая сравнительно неплохие оклады, кто-то из них удостоился даже наград за доблестный труд и чести висеть на Доске почёта. Они были завсегдатаями Красногорского стадиона, были общительными – в кругу их друзей оказались и работники местной милиции. Деньги тратили осмотрительно, но чем дальше, тем больше теряли бдительность. Как-то один из них куража ради укатил на улице бочку с пивом, заплатив за неё полную стоимость, да ещё «с гаком», и угощал потом всех прохожих.
Между тем работник угрозыска Владимир Арапов (прототип киношного Шарапова), составив карту преступлений мифической «Чёрной кошки», обнаружил: Красногорск на ней – белое пятно, не тронутое грабителями. А ещё у сыщиков был на примете странный эпизод: в момент ограбления сберкассы кассирша успела нажать тревожную кнопку и на звонок из милиции: «Сберкасса?» – дежурный услышал в трубке нервный мужской голос: «Нет, стадион». Затем провод телефона был оборван.
Сыщики, боясь ошибиться, привезли в Красногорск тех, кто был свидетелями ограблений, попросив их высмотреть в толпе запомнившиеся лица. Свидетели высмотрели. За «парнями» установили слежку, нашли их склад с оружием. Взяли их на рассвете, сонных, без эффектной перестрелки.
Да, конечно, фильм «Место встречи…» – это, следуя терминологии искусствоведов, «вторая реальность», она не обязана совпадать с «первой», подлинной. По признанию одного из сценаристов Георгия Вайнера, они ставшую знаменитой после разоблачения банду Митина персонифицировали как «Чёрную кошку». Отступив от столь востребованной в наше время «правды факта». Это, разумеется, их право, которым они воспользовались блистательно. Но за пределами их сценария остался сложнейший пласт жизни, драма характеров, сформированных средой и обстоятельствами, которые, на мой взгляд, ждут современного художественного исследования.