Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 октября 2020 г.
  4. № 40 (6755) (07.10.2020)
Общество

Мифология подземного города

Историческая преемственность и современные технологии для новых станций метро

07 октября 2020
Станция метро «ЦСКА» и её чудо-потолок

В первый понедельник октября мир отмечал День архитектуры. Аккурат к этому необычному празднику портал #Москвастобой подготовил для горожан цикл видеоэкскурсий, посвящённых столичному метрополитену. Ведь без него любой разговор о московской архитектуре окажется абсолютно поверхностным.

Погружаемся в виртуальность – и вот уже москвовед и старший научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш знакомит с историей строительства самых интересных и красивых станций. На заре истории столичной подземки практически каждая из них, с мраморными стенами, колоннами, мозаиками и лепниной становилась произведением искусства. Из экскурсии можно узнать, например, что скрывает потолок на «Маяковской» и как на станции «Аэропорт» архитекторы отразили авиационную тематику. А «Театральная» – та по замыслу вообще должна была выглядеть по-другому…

О многих современных станциях экскурсоводы и москвоведы будут рассказывать не менее занимательные истории, делая акцент на чудесные возможности нынешних технологий. По крайней мере, о первых станциях Большой кольцевой линии, открытых в 2018 году, совершенно точно. Они быстро полюбились москвичам и гостям города. Станция «Савёловская» новой кольцевой ветки уже заслужила приз зрительских симпатий Международного конкурса фотографии «Искусство строительства – 2019». Одинаковые конструктивные решения и единые архитектурные приёмы применены на платформах «Шелепиха», «Хорошёвская» и «Петровский парк». Станция «ЦСКА» (особенно большое панно на её потолке) – одна из самых фотографируемых сейчас в столичном метрополитене. Художественные произведения, которые можно увидеть на этой и других станциях БКЛ, даже включены в курсы по истории современного искусства, которые читают в московских вузах.

Специалисты, работавшие над архитектурной концепцией этих станций, недавно получили премию в области литературы и искусства города Москвы в номинации «Дизайн». Они признаются, что, работая над архитектурой и дизайном платформ, ориентировались на опыт советских метростроителей, создававших станции-шедевры. Правда, дизайн пришлось адаптировать к современным традициям: более воздушной, плавной стилистике, без прежней монолитности и помпезности, но не менее эстетичной.

– Любая станция 1930–1950-х – это классическая архитектура, можно сказать, дворцового стиля, что предполагает такой же декор. А современная архитектура – другого стиля, присутствуют другие технологии, используются какие-то лёгкие материалы, металл, стекло, – говорит художник-монументалист Екатерина Бубнова.

По её словам, за модой гнаться не стоит. Работая над оформлением станций, нужно помнить, что любоваться этими архитектурными произведениями будут многие поколения.

Сегодня при оформлении станций метро используют цифровые технологии. Впрочем, сначала, как и раньше, создают эскизы будущих панно.

– Во время работы над эскизами для станции «ЦСКА» мы вдохновлялись творчеством Александра Дейнеки, его произведениями, посвящёнными спорту, – признаётся художник-монументалист Евгений Щеглов. – Отталкиваясь от традиций и сохраняя историческую преемственность, добавляли современные черты. –

Основная идея в оформлении станции «ЦСКА» – показать спорт как совершенно фантастический праздник победы, когда ты достиг чего-то, – замечает Екатерина Бубнова. – Но вместе с тем мы хотели подчеркнуть, что за этим достижением стоит колоссальный труд. Эта идея для спорта универсальна вне зависимости от времени. Мы старались, чтобы зритель видел эту идею.

После согласования эскизов начинается работа по созданию изображения. С помощью компьютерной программы на рисунок накладываются цвета, фактуры и текстуры. Изображения печатают на разных поверхностях. В основном на алюминиевых пластинах или на стекле. Автор следит за процессом. Если готовые пластины по цвету, текстуре или ещё по какимнибудь параметрам не соответствуют задумке, он всегда может скорректировать итоговый вариант.

Художники признаются, что цифровые технологии серьёзно помогают в работе. Одно из главных преимуществ – сокращается количество подмастерьев. Раньше при работе с классической мозаикой у художника было много ассистентов. И каждый из них мог оставить свой след в панно, влиявший на первоначальный замысел. Теперь же своё художественное произведение автор создаёт сам. 20 лет назад нельзя было даже представить себе, что потолок станции метро будет печататься на принтере. А сегодня это обыкновенная реальность. Самое главное – чтобы у каждой станции был собственный, уникальный, запоминающийся облик, достойный прежних шедевров московской метрокультуры.


Тэги: Столичный контекст Виталий Веселовский Метрополитен Музей Москвы
Обсудить в группе Telegram

Виталий Веселовский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Не только строим – сохраняем историю

    09.08.2023
  • Встретим тигра без негатива

    29.12.2021
  • Кувшин, стакан, японская фигурка...

    22.12.2021
  • В ярких оттенках тёмного

    15.12.2021
  • От электричества к искусству

    08.12.2021
  • Чисто и без сюрпризов

    58 голосов
  • Много дела, мало болтовни!

    48 голосов
  • Шанс войти в историю

    44 голосов
  • Такой явки не ожидали

    32 голосов
  • «Нет» московскому неравенству

    28 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS