В первый понедельник октября мир отмечал День архитектуры. Аккурат к этому необычному празднику портал #Москвастобой подготовил для горожан цикл видеоэкскурсий, посвящённых столичному метрополитену. Ведь без него любой разговор о московской архитектуре окажется абсолютно поверхностным.
Погружаемся в виртуальность – и вот уже москвовед и старший научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш знакомит с историей строительства самых интересных и красивых станций. На заре истории столичной подземки практически каждая из них, с мраморными стенами, колоннами, мозаиками и лепниной становилась произведением искусства. Из экскурсии можно узнать, например, что скрывает потолок на «Маяковской» и как на станции «Аэропорт» архитекторы отразили авиационную тематику. А «Театральная» – та по замыслу вообще должна была выглядеть по-другому…
О многих современных станциях экскурсоводы и москвоведы будут рассказывать не менее занимательные истории, делая акцент на чудесные возможности нынешних технологий. По крайней мере, о первых станциях Большой кольцевой линии, открытых в 2018 году, совершенно точно. Они быстро полюбились москвичам и гостям города. Станция «Савёловская» новой кольцевой ветки уже заслужила приз зрительских симпатий Международного конкурса фотографии «Искусство строительства – 2019». Одинаковые конструктивные решения и единые архитектурные приёмы применены на платформах «Шелепиха», «Хорошёвская» и «Петровский парк». Станция «ЦСКА» (особенно большое панно на её потолке) – одна из самых фотографируемых сейчас в столичном метрополитене. Художественные произведения, которые можно увидеть на этой и других станциях БКЛ, даже включены в курсы по истории современного искусства, которые читают в московских вузах.
Специалисты, работавшие над архитектурной концепцией этих станций, недавно получили премию в области литературы и искусства города Москвы в номинации «Дизайн». Они признаются, что, работая над архитектурой и дизайном платформ, ориентировались на опыт советских метростроителей, создававших станции-шедевры. Правда, дизайн пришлось адаптировать к современным традициям: более воздушной, плавной стилистике, без прежней монолитности и помпезности, но не менее эстетичной.
– Любая станция 1930–1950-х – это классическая архитектура, можно сказать, дворцового стиля, что предполагает такой же декор. А современная архитектура – другого стиля, присутствуют другие технологии, используются какие-то лёгкие материалы, металл, стекло, – говорит художник-монументалист Екатерина Бубнова.
По её словам, за модой гнаться не стоит. Работая над оформлением станций, нужно помнить, что любоваться этими архитектурными произведениями будут многие поколения.
Сегодня при оформлении станций метро используют цифровые технологии. Впрочем, сначала, как и раньше, создают эскизы будущих панно.
– Во время работы над эскизами для станции «ЦСКА» мы вдохновлялись творчеством Александра Дейнеки, его произведениями, посвящёнными спорту, – признаётся художник-монументалист Евгений Щеглов. – Отталкиваясь от традиций и сохраняя историческую преемственность, добавляли современные черты. –
Основная идея в оформлении станции «ЦСКА» – показать спорт как совершенно фантастический праздник победы, когда ты достиг чего-то, – замечает Екатерина Бубнова. – Но вместе с тем мы хотели подчеркнуть, что за этим достижением стоит колоссальный труд. Эта идея для спорта универсальна вне зависимости от времени. Мы старались, чтобы зритель видел эту идею.
После согласования эскизов начинается работа по созданию изображения. С помощью компьютерной программы на рисунок накладываются цвета, фактуры и текстуры. Изображения печатают на разных поверхностях. В основном на алюминиевых пластинах или на стекле. Автор следит за процессом. Если готовые пластины по цвету, текстуре или ещё по какимнибудь параметрам не соответствуют задумке, он всегда может скорректировать итоговый вариант.
Художники признаются, что цифровые технологии серьёзно помогают в работе. Одно из главных преимуществ – сокращается количество подмастерьев. Раньше при работе с классической мозаикой у художника было много ассистентов. И каждый из них мог оставить свой след в панно, влиявший на первоначальный замысел. Теперь же своё художественное произведение автор создаёт сам. 20 лет назад нельзя было даже представить себе, что потолок станции метро будет печататься на принтере. А сегодня это обыкновенная реальность. Самое главное – чтобы у каждой станции был собственный, уникальный, запоминающийся облик, достойный прежних шедевров московской метрокультуры.