Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2022 г.
  4. № 35 (6849) (31.08.2022)
Литература Библиосфера Премия Гипертекст

Мифы – ключ к современности

31 августа 2022

Продолжаем знакомить наших читателей с произведениями, выдвинутыми на соискание Литературной премии имени А.Б. Чаковского «ГИПЕРТЕКСТ», учреждённой Литературной газетой при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Еремей Айпин. В поисках Первоземли. – М.: РИПОЛ Классик, 2020. – 412 с. – 1000 экз.


С момента своего рождения, появления в этом мире любой человек начинает задумываться над тем, откуда и зачем он пришёл, что он должен свершить в этой жизни и зачем. Поиск ответов на эти судьбоносные вопросы подчас занимает всю жизнь. Человек не может прекратить его, потому что это не в его власти.

Новый роман классика хантыйской литературы Еремея Айпина как раз об этом. Так же, как и Чингиз Айтматов, Еремей Айпин не только досконально знает мифы своего народа, но и виртуозно использует их в качестве литературного материала для того, чтобы на страницах своей великолепной, самобытной прозы ещё глубже исследовать, осмыслить и приблизиться к пониманию сложнейших процессов эпохи глобализации.

Роман «В поисках Первоземли» неизменно радует высочайшим писательским мастерством. И это неудивительно. Романы автора «Ханты, или Звезда Утренней Зари», «Божья Матерь в кровавых снегах» высоко оценены европейским читателем, признаны мировым культурным сообществом, подтверждением чему стало выдвижение в 2004 г. его романа «Божья Матерь в кровавых снегах» на соискание Нобелевской премии по литературе.

«Культуру и традиции лепит их окружение, место, где они возникают, природа, её ресурсы и препятствия, которые она ставит перед людьми», – отметил современный норвежский музыкант Эйнар Селвик, снискавший мировую известность как автор музыки к сериалу «Викинги». Что ж, руководителю яркого фолк-проекта Wardruna это известно не понаслышке. Слова, сказанные знаменитым музыкантом, можно отнести и к «вкусной», сочной и живописной прозе Еремея Айпина. Её язык завораживает, гипнотизирует. Его совершенно не случайно уважительно именуют таёжным гением.

Ханты и манси – два древнейших народа, живущих в Северо-Западной Сибири, которые можно по полному праву считать близко родственными. Этнонимы «ханты» и «манси» образованы от самоназваний народов хантэ, кантах и маньси… В научной литературе для обозначения хантов и манси существует ещё один термин – обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова «Югра, Югория». Так именовалась в русских ле­тописях XI–XV вв. территория на Полярном Урале и в Западной Сибири, а также её жители.

Известно, что ханты-мансийская мифология – комплекс мифологических представлений хантов и манси (обских угров). Она неотъемлемая часть общей финно-угорской мифологии. Пупыгами, к примеру, в мансийской мифологии именуются духи-покровители людей, духи предков. Землю, согласно ханты-мансийской мифологии, при сотворении мира подняла со дна океана гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна океана поднял сам Куль-Отыр (бог подземного мира). В мифологии ханты-манси имя бога имеет много синонимов и употребляется с разнообразными эпитетами, причём в некоторых нет слова «Торум» («Нум-Торум» – «верхний бог»). Небесный бог является создателем земли, подателем дневного света, охранителем морали и миропорядка. Этот аспект особенно важен, потому что он и раскрывается на страницах нового романа Еремея Айпина «В поисках Первоземли».

Из него мы узнаём, каким предстаёт небесный бог, а наряду с ним и другие боги, в воображении народа и как он взаимодействует с людьми. Иерархия божеств и духов в ханты-мансийской мифологии невероятно сложна, и понять её можно, внимательно следуя за мыслью рассказчика и сюжетом романа. Хочу лишь обратить внимание читателей на то, что традиционно у ханты и манси особым доверием пользовался тот рассказчик, который обладал артистичностью и выразительностью, в совершенстве владел искусством передачи текста, соблюдал последовательность изложения, употреблял традиционные обороты, сохранял детали лексики и стиля. Всем вышеназванным параметрам Еремей Айпин как рассказчик, как повествователь полностью соответствует, и поэтому совершенно не случайно его новое детище – роман «В поисках Первоземли» выдвинут на престижную литературную премию «ГИПЕРТЕКСТ».

Я же, со своей стороны, как человек уже приобщившийся к произведению, пополнившему сокровищницу мировой литературы, сердечно рекомендую и другим ознакомиться с этим шедевром.

Княз Гочаг



Тэги: Княз Гочаг Еремей Айпин
Обсудить в группе Telegram

Княз Гочаг

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Территория человечества

    13.07.2022
  • Путь после слов

    13.04.2022
  • Романтик цифровой эпохи

    01.12.2021
  • Сепаратизм или тонкости перевода

    14.07.2021
  • «Я умею загадывать желания»

    25.11.2020
  • Неслучайный попутчик

    32 голосов
  • «Я умею загадывать желания»

    16 голосов
  • Романтик цифровой эпохи

    11 голосов
  • В тени великого Расула

    10 голосов
  • Путь после слов

    9 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS