На автотрассе – как на поле боя...
Осенняя сессия Госдумы начнётся, скорее всего, с рассмотрения предложенных правительством поправок в Уголовный кодекс. Если они будут приняты, нетрезвые водители, по вине которых в ДТП погибло двое и более человек, могут лишиться свободы на девять лет.
Россия занимает первое место в мире по числу пьяных за рулём, так что против ужесточения наказания никто и не возражает, но достаточно ли только карательных мер?
УЧИТЬCЯ В АВТОШКОЛАХ
Почему, собственно, осваивать Правила дорожного движения (ПДД) и азы вождения нужно именно в автошколах? Поведению на дорогах необходимо учить если уж не с детского сада, то с первого класса обязательно. Ведь всем известно, что заложенное в детстве помнится всю жизнь. В конце каждого учебного года сдавать зачёты по теории (в том числе и по устройству автомобиля), а с 14 лет, когда дети получают паспорта, – и по практике, то есть по вождению. По окончании же школы выдавать юношам и девушкам свидетельство об умении управлять автотранспортом с условием получения самих прав только в 18 лет.
Тогда, во-первых, ребёнок с детства будет очень хорошо знать правила и более ответственно вести себя на дороге, а во-вторых, в армию молодые люди пойдут уже с навыками вождения. На дворе ХХI век, а в нашей армии половина солдат никогда не сидела за рулём. Что им делать в экстремальной военной ситуации? В Соединённых Штатах, например, почти все подростки умеют водить автомобили. Иное в космический век даже смешно себе представить. А мы до сих пор выпускаем из школ граждан, которые даже Правил дорожного движения не знают.
Кстати, исчезнут и «блондинки» за рулём, так как ещё со школьной скамьи будут знать ПДД и не спутают маховик со стартёром или бардачком. Я уж не говорю о том, что значительно уменьшится количество дорожно-транспортных происшествий.
А ЭКЗАМЕНЫ СДАВАТЬ В ГАИ
Почему, собственно, мы должны сдавать экзамены в ГАИ, если обучают нас вождению гражданские лица? Если милиция им не доверяет, то пусть делает это сама, а если доверяет, то почему экзаменует лично? Увы, ответ напрашивается тот же: это – прекрасный способ тянуть деньги с автовладельцев.
Сегодня уже почти официально существует такса на права. Даже опытный водитель, не заплатив, экзамен по вождению не сдаст, а вот любой предприимчивый «чайник» получит корочки и без нервотрёпки. За мзду. Разве такая система способствует повышению безопасности?
Не логичнее ли было бы сдавать экзамены там, где человек водить учится? Или сотрудники ГАИ боятся, что инструкторы сами будут брать деньги? Что ж, пусть присутствуют на экзаменах и следят за тем, чтобы испытания проходили честно.
ТЕХОСМОТР – ЕЖЕГОДНО
Кто объяснит, зачем нужен техосмотр, да ещё ежегодный? Любой гаишник на глазок легко определит автомобили, которые ну никак не могут его пройти. И это будет 80 процентов всех автомашин, бегающих по нашим дорогам. При этом у большинства водителей вожделённый талон есть.
Что такое техосмотр? Это когда какой-то дядя решает, годится ли ваша машина для того, чтобы вы на ней ездили. Даже если не годится, он даст вам «зелёный свет», если вы ему заплатите. Есть Правила дорожного движения, в которых отражено всё, необходимое для безопасности. И если я их соблюдаю, то какая разница, еду я на новом автомобиле, на телеге или на старой развалюшке? Пусть она без днища и мотора и я отталкиваюсь ногами, но если я при этом соблюдаю скоростной режим и не нарушаю правил, то почему я должен чувствовать себя чуть ли не преступником из-за того, что мой «конь» не соответствует каким-то нормам? А если кто-то захочет сделать автомобиль собственной конструкции?
Почему вообще техосмотр проводит милиция, а не специалисты? Ведь милиция должна заниматься раскрытием преступлений, а не сбором средств с населения. А гаишник – стоять на дороге и следить за соблюдением ПДД, а не диктовать ещё не провинившемуся гражданину, на чём ему можно ездить, а на чём нельзя. Нарушил правила, случилось ДТП – тогда и судите. Если причина в неисправной машине – наказание должно быть более жёстким. Вот тут для определения состояния автомобиля техосмотр как раз и нужен. При этом хорошо бы ещё разобраться, в халатности ли водителя дело или в подхалтурившем мастере, производившем накануне ремонт этого автомобиля.
Кстати, почему в России ни одна автомастерская не даёт гарантии на свою работу? Вся ответственность за некачественный ремонт ложится на автовладельца. Почему бы, например, не соединить все автомастерские с пунктами техосмотра? Тогда пунктов этих будет больше, а очередей, естественно, меньше.
Почему при покупке автомобиля мы обязаны ехать в ГАИ и отстаивать там многочасовые очереди, чтобы зарегистрировать свою машину? Разве этим не могут заниматься гражданские организации, передавая потом базу данных в милицию? Разве нельзя организовать регистрацию и выдачу номеров при каждом паспортном столе по месту жительства? Или вовсе не менять номера при смене автомобиля, а просто переписывать фамилию владельца? Или здесь опять действует правило «не пущать!»?
ДОРОЖНЫЙ ЗНАК ВСЕГДА ПРАВ
На улице Электродная в Москве каждый раз, как только там появляются гаишники, образуется огромная пробка. А всё почему? Потому что здесь висит изживший себя запрещающий знак, на котором сотрудники ГАИ время от времени неплохо зарабатывают.
Но как только они убирают свой «пост», водители игнорируют запрет, движение нормализуется. И таких мест, таких ситуаций, когда вместо регулирования и улучшения дорожного движения сотрудники ГАИ умышленно ухудшают обстановку, немало не только в Москве, но и в других городах.
Почему за состоянием машин милиция следит, а за качеством дорог – нет? Ведь чем хуже дороги, тем они опаснее, тем сильнее они «изнашивают» наши автомобили, что опять же приводит к ДТП. Прокатитесь по ямам и колдобинам Мантуровского района Костромской области, например, или по самой Костроме. Быстрее чем 20–30 км в час ехать просто не сможете.
Если с железной дороги скрутят болт или унесут шпалы, транспортная милиция находит и наказывает нарушителей, ведь всем ясно, что может произойти крушение поезда. Почему же за состояние автомобильных дорог никто ответственность не несёт и милиция, отвечающая за организацию дорожного движения, закрывает на это глаза?
Институт ГИБДД сегодня – не что иное, как система, рассчитанная лишь на отнятие денег у автовладельцев, не отвечающая ни за улучшение состояния автомобилей, ни за улучшение дорог, а значит, и не отвечающая должным образом за организацию дорожного движения. Так что думайте, господа автолюбители, какие законы нам сегодня нужны в этой области, какое нам нужно ГАИ и какие дороги.
Недавно министр внутренних дел предложил повесить регистрационные номера и на все велосипеды. Большой, однако, романтик. Надеется, что это заставит велосипедистов соблюдать те самые Правила дорожного движения, которым их никто не обучил, и летать. Велосипедных-то дорожек нет, а на тротуаре бесконечные бордюры и пешеходы.
Кстати, каждый четвёртый пешеход, оказавшийся участником ДТП, был пьян. Так что, развивая инициативу господина Нургалиева, хорошо бы осчастливить регистрационными номерами и безлошадных граждан, а также ввести в УК наказание за переход улицы в нетрезвом состоянии.
Впрочем, шутки шутками, но на дороге сегодня действительно, как на передовой. В этом году уже произошло 90 тысяч ДТП, в которых погибли 12 тысяч человек, 100 тысяч получили травмы. Пьяными были виновники каждой четырнадцатой аварии. Допустим, ужесточение наказания эту каждую четырнадцатую катастрофу предотвратит. А остальные? Что заставит нас соблюдать правила?
Ждём ваши мнения по адресу: mazurova@lgz.ru