Почему у такой охоты нет конца
«20 июля в Ленинградской области был убит гражданин Кыргызстана,11 августа в Москве – две гражданки Узбекистана.
25 августа в Санкт-Петербурге убит 23-летний выходец из Тувы, рабочий одного из гипермаркетов.
2 сентября совершено нападение на дагестанского журналиста Абдуллу Алишаева. От полученных ранений Алишаев скончался. 12 октября в центре Москвы получили ножевые ранения и позже скончались от ран двое граждан Таджикистана.
В октябре скинхеды сожгли киоск на одном из рынков Москвы вместе со сторожем-азербайджанцем».
Эта страшная статистика, взятая мной из доклада Московского бюро по правам человека «О проявлениях экстремизма и ксенофобии в Российской Федерации в 2008 году», напоминает хронику военных действий. Трагический итог этой необъявленной войны таков: за прошлый год совершенно 293 нападения на почве ксенофобии, пострадали 380 и погибли 122 человека.
РАЗДАВИТЬ ТАРАКАНА
Те, кто нападает на таджиков, армян, узбеков и прочих «нерусских», чувствуют себя героями. Даже сидя за решёткой, они вскидывают руку вверх в нацистском приветствии и встречают в зале сочувственные взгляды. На их стороне почти половина населения страны (по данным Центра Ю. Левады, ещё больше – 65%!), и они ведут себя всё более нагло и вызывающе.
На самом деле эти «герои» заслужили кроме сроков за убийство на почве расовой ненависти и экстремизма ещё и статью за измену Родине. Потому что своими действиями они подрывают не только имидж страны, но и национальную экономику. Подсчитать количество жертв межнациональных конфликтов легче, чем убытки от несостоявшихся туристических поездок. Купить тур в Россию, чтобы увидеть незабываемый мегаполис на семи холмах и его красивейшие православные храмы и монастыри, высотки и Кремль, иностранцы просто не решаются. Отойдёшь от автобуса за куском пиццы, и вместо дружественной улыбки получишь удар ножом. Европейские и американские туристы – вообще люди пугливые и незапланированного экстрима не любят, поэтому сегодня их нечасто увидишь на наших улицах. Что не пугает не очень подкованное в экономике и недальновидное население: дескать, это и к лучшему, чужаки нам ни к чему. Почему-то мало кто задумывается о том, что именно развитая индустрия туризма не раз спасала национальные экономики. Могла бы снять с нефтяной иглы и наш дырявый бюджет, благо есть у нас на что посмотреть…
Вся мировая экономика держится на трудовой миграции. В США, например, ежегодно получают разрешение на проживание и труд около миллиона человек. Только выходцы из Мексики скоро будут составлять половину всего населения. Эти потомки древнейшей цивилизации занимают самые низшие социальные ниши, не гнушаются уборкой помещений в богатых домах, мытьём санузлов в супермаркетах, стрижкой травы на газонах коренных американцев. И хотя, по опросам института Гэллапа, 39% населения страны хотели бы, чтобы поток мигрантов уменьшился, остальные 61% всё-таки считают, что этот поток благотворно влияет на экономику. Специально для мигрантов во всех государственных учреждениях объявления пишутся не только на английском языке, но и на их родном, испанском. Даже предупреждение на борту городского автобуса – «Готовьте мелочь, водитель сдачи не выдаёт» – и то нарисовано на двух языках. Уважают неквалифицированную рабочую силу, потому что знают: стоит ей в один прекрасный день исчезнуть – и Америка замрёт.
Роль мексиканцев у нас выполняют приезжие из Узбекистана, Молдавии и прочих стран бывшего Союза. Нам бы тоже если уж не холить их и лелеять, то хотя бы относиться к ним по крайней мере дружелюбно. Ведь они избавляют нас от самой чёрной работы, на которую ни один москвич сегодня не согласится. Куда предпочтительнее сидеть в тёплой и чистой будке охранника или в банковском офисе, чем за копейки махать метлой или месить грязь на стройке, ютясь в тесном вагончике или подвале! А они ютятся, причём по 50 человек. И погибают – без элементарной охраны труда, без достойных условий быта, без нормального питания. За пределами стройки их тоже частенько поджидает смерть – в облике скинхеда в гриндерсах и со свастикой на рукаве.
Для большинства из нас они остаются безликой коричневой массой, чуть лучше тараканов. Раздавил одного – и никто не заметил.
ПРОТЕСТ ПО СИСТЕМЕ СТАНИСЛАВСКОГО
Материалы вышеупомянутого доклада обсуждались на форуме «За гражданское согласие – против нетерпимости и экстремизма» в Общественной палате Российской Федерации. Равно как и последний ужасный случай в Москве: скинхедами был убит дворник, гражданин Узбекистана. Пытаясь спастись от преследователей, он забежал во двор здания прокуратуры. Но это ему не помогло: утром обнаружили его тело с многочисленными ножевыми ранами.
Наверное, на родине у него осталась семья. Многодетная, как и принято в Средней Азии. Ждали отца семейства с заработком, а дождались «груза 200». Говорят, в каждом из самолётов, отбывающих в южном направлении, обязательно летит такой груз…
Члены Общественной палаты и приглашённые реагировали на происшествие по всем канонам системы Станиславского. Всплёскивала руками интеллигентнейшая Людмила Нарусова, исторгал гневные филиппики славный театральный режиссёр Марк Розовский, ратовал за национальную идентичность телеведущий Максим Шевченко: «Каждый в нашей стране должен ответить на вопрос – кто он? Куда идёт?» (У бедного узбека его гонители, наверное, спрашивали то же самое.) Риторика была до боли знакомая: говорилось и про фашизм, который поднимает голову в стране, победившей Гитлера, и про правоохранительные органы, на глазах которых убивают не только мигрантов, но и россиян с «неправильным» разрезом глаз. Николай Сванидзе предложил организовать клуб для обсуждения национально-культурных проблем. Скорее всего, для того, чтобы ежемесячно собираться и ужасаться, а потом пить кофе в буфете в приятной компании.
Пусть простят меня за ёрничество члены Общественной палаты, которые, я знаю, делают немало полезного, но от интеллигентного кликушества и прекраснодушных бесед пользы ровно столько, сколько от языческих заклинаний против засухи. Равно как и от «развития художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия», как сказано в рекомендациях. Скинхеды никуда не денутся, как ни пляши перед ними лезгинку. Они заводятся от беспросветной бедности и безысходности, от провинциальной тоски и скуки.
Понять «Что делать?» гораздо труднее, чем ответить на вопрос «Кто виноват?». Поэтому заклинаний было много, а вот дельных предложений – ни одного. Ну не считать же таковым провокационную идею отправить мигрантов в деревню. Подобный неудачный эксперимент проводился много лет назад в Подмосковье, только тогда в качестве трудового десанта выступили русские беженцы из Прибалтики и Чечни. Местные крестьяне не признали пришлых и вскоре выжили их из деревни. А что же будет с несчастными узбеками?..
«АНТИСВАСТИКА» ПРОТИВ КСЕНОФОБИИ
Вражда и ненависть на расовой почве – та же раковая опухоль, которая, как известно, уничтожается не только хирургическим способом, но и облучением с химиотерапией. Не менее радикальные методы, требующие перезагрузки всего организма. Вот и для спасения мигрантов, и не только их, тоже необходимо перезагрузить общественные настроения.
– В нынешней демографической ситуации нам не обойтись без миграции, – заявил заведующий кафедрой Университета государственного управления, бывший первый заместитель Федеральной миграционной службы Ю. Рощин. – Но у нас нет национальной стратегии миграционной политики, нет единого государственного органа по миграции. Люди едут в никуда, не зная, чем им придётся заниматься, потому что отсутствует система переобучения, нет данных, сколько требуется квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы.
Люди, приезжающие в Россию на работу, оказались бесхозными. Не слышно и представителей национальных землячеств или культурных центров при посольствах, молчат члены неправительственных организаций, в том числе и национального направления. Зато СМИ твердят, ссылаясь на милицейские сводки, что 65% преступлений в столице совершается именно «понаехавшими» (не уточняя – мигрантами или просто приезжими). Всё это провоцирует безнаказанность у молодцов с бицепсами, рядящихся в форму со свастикой.
В докладе «О проявлении экстремизма и ксенофобии…» есть глава «Общественные инициативы в борьбе с ксенофобией и экстремизмом». К сожалению, она существенно меньше, чем все остальные главы, с леденящими кровь рассказами об убийствах и прочих жутких нацистских демаршах. Большинство инициатив – это в основном всё те же круглые столы и лекции о толерантности в режиме «поговорили-разошлись». Но кое-что радует. Приводится пример молодёжной организации «Сталь», которая провела в столице Мордовии акцию «Антисвастика» – молодые добровольцы закрасили фашистскую символику на домах. То же самое было сделано и в Калуге. Воронежские молодёжные организации начали акцию «Посылка для мэра»: они сфотографировали оскорбительные надписи и послали в городскую администрацию.
Всё это действия отдельных смельчаков, особенно если сравнить с многотысячными демонстрациями ДПНИ в Москве и других городах. Часто эти смельчаки рискуют жизнью, а иногда и теряют её. Да и не слышно, чтобы подобные акции встречали всенародное одобрение. Но даже эти редкие вылазки могут послужить примером другим подросткам, не желающим видеть свой город заклеенным нацистскими листовками.
ОТ РЕДАКЦИИ
Однозначного ответа на вопрос «Что делать?» в обществе действительно нет. Лично мне самыми разумными кажутся предложения прекратить присваивать преступлениям национальность и заставить наконец милицию работать. Ведь что сейчас происходит? «Отморозки», у которых взыграли гормоны и зачесались руки, под покровом темноты и под хмельком до смерти избивают одинокого прохожего. Утром, мучаясь от похмелья, открывают газету и видят: ба! да мы, оказывается, не ублюдки, толпой напавшие на одного, а герои! Вся пресса – что либерального, что демократического, что националистического толка – усмотрела в содеянном не постыдную мерзость, а идеологию. И вот уже трусливые убийцы на коне, вот они уже борцы за национальную идентичность, «Россию для русских» и трудовые права москвичей, омичей и т.д. Дрожат от страха иностранцы и радостно потирают руки те, кто нас, русских, откровенно не любит: какой повод поговорить о нашем шовинизме, ксенофобии и неистребимой страсти к экстремизму! И уже совсем не важно, что избивали-то прохожего вовсе не идеи ради. Соплеменник не богатырского сложения мог попасться под руку с такой же долей вероятности.
Кстати, об убийствах «лиц славянской внешности». Судя по статистике, они гибнут от пуль, ножей и кулаков не реже, но в лентах информационных агентств такие сообщения появляются, только если жертва богата или известна или если преступник – мигрант. То есть получается, что, выступая против национальной розни, но дозируя информацию, пресса эту рознь невольно (или вольно?) и разжигает.
К такому же результату приводит подчас и оглашение результатов опросов. Не знаю, как звучали вопросы у сотрудников Центра Левады, но 65% населения на стороне убийц?.. Не верю. Да, поначалу скинхедам многие симпатизировали, потому что в момент их появления оскорблениями национального достоинства все уже наелись досыта. Но отрезвление произошло очень скоро, и сегодня, на мой взгляд, ни один разумный гражданин сочувствовать «чистильщикам» не будет. Если, конечно, он не провокатор.
Вообще все попытки интернационального воспитания в новой России какие-то провокационные. Много лет то одни правозащитники, то другие требуют, чтобы все русские покаялись. А в чём я, например, должна каяться? В конце 90-х в школах пытались ввести уроки толерантности. «Большому брату» предлагалось немедленно подставлять левую щёку, если ударили по правой, отдавать последний кусок даже не страждущему и терпимо относиться ко всем оскорблениям в свой адрес. Естественно, такие уроки не прижились. Когда попытались ввести в школах курс православной культуры, воспротивилась другая часть общества. Так без всякого интернационального воспитания дети и растут. Но, может быть, стоит, договорившись и создав иные учебники и методики, всё же рассказывать подросткам о других культурах и традициях? Или, отказавшись от всяких нудных уроков, учить детей всех национальностей танцевать лезгинку, плясовую и гопак? Не такая уж, между прочим, бредовая идея.
Что действительно делать? Об истоках экстремизма на страницах газеты мы уже говорили не раз. Давайте обсудим пути решения этой постыдной проблемы. Постыдной, потому что выставлять убийство беззащитного дворника или мирного студента как борьбу за чистоту расы или рабочее место по меньшей мере смешно. И стыдно. После каждого такого случая в ответ на упрёк в дикости, право, и нечего возразить.
, ведущий редактор отдела «Общество»
P.S. В понедельник Мосгорсуд приговорил разнорабочего одного из ДЭЗов столицы уроженца Узбекистана Фархода Турсунова, изнасиловавшего и убившего 15-летнюю московскую школьницу Анну Бешнову, к 23 годам лишения свободы.
Итак, ждём ваши мнения по адресам:mazurova@lgz. ru; gam@lgz. ru
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Мигрант на мушке
«20 июля в Ленинградской области был убит гражданин Кыргызстана,11 августа в Москве – две гражданки Узбекистана.
КОД ССЫЛКИ: