Беседу вела Юлия Могулевцева
В Новосибирске завершается фестиваль «Новая книга. Академгородок». Накануне мы побеседовали с директором Ассоциации книжных фестивалей – проекта «Читающая Россия» Михаилом Фаустовым.
– Проект «Читающая Россия», которым вы руководите, объединяет самые яркие и успешные книжные ярмарки и фестивали России. А с чего всё начиналось? Какой путь прошло фестивальное движение в нашей стране и как оно развивается, скажем, в последнее десятилетие?
– Первая в мире книжная ярмарка была, кажется, во Франкфурте в XIV или XV веке, сейчас уже и не припомню, а первый книжный фестиваль в современном понимании состоялся после Второй мировой войны в английском Четлнхэме. В СССР и современной России эта традиция значительно моложе. В замечательной книге «Гастроли и трофеи» Павла Нефёдова рассказывается история Московской международной книжной ярмарки, которая впервые состоялась на ВДНХ в 1975 году. В постсоветское время есть успешная история ярмарки non/fiction,, ну а фестиваль «Красная площадь», который в уходящем году прошёл в 11 й раз, – это пример для подражания и образец для сборки любого книжного фестиваля в любом российском регионе. Но у региональных фестивалей тоже есть своя история. Как-то раз директор Северного Морского музея Евгений Тенетов показал мне фотографию, на которой изображена книжная ярмарка в Петровском парке Архангельска – ровно на том же месте, где сейчас проходит знаменитый на всю страну фестиваль «Белый июнь». Только на фото – середина 50 х годов прошлого века! Ну а если вернуться к моей нескромной персоне, то свой первый фестиваль я провёл в 2010 году. Это была странная ярмарка в новосибирском джаз-клубе, которая продолжалась три дня и три ночи, как в сказке. Потом был небольшой перерыв, когда я в первую очередь занимался проектом «Открой Рот», с которым поездил в том числе и по многочисленным книжным фестивалям нашей страны, где довольно быстро приобрёл выдающуюся экспертность в области «как отличить хорошо от плохо». Более или менее серьёзным фестивалем была «Новая книга» в Новосибирске в 2016 м, потом меня позвали в Иркутск, ну а дальше пошло-поехало. В этом году ноябрьская «Новая книга. Академгородок» будет 61 м книжным фестивалем, который я сделал «вот этими вот руками».
– На сайте roskniga.online опубликован календарь событий – любой желающий может узнать о предстоящих книжных фестивалях. Поражает обширная география: здесь и Новосибирск, и Псков, и Санкт-Петербург, и Иркутск, и Ярославль, и Челябинск, и Петропавловск-Камчатский... Уверена, что особый колорит каждому фестивалю придают не только состав участников и насыщенная программа, но и магия города. Вероятно, способствовать созданию неповторимой атмосферы могут и ландшафт, и история места. Это действительно так? В чём особенность проведения фестивалей в разных регионах России?
– Два одинаковых фестиваля даже в одном городе редко случаются. Ну а если сравнивать разные города, то, конечно же, магию, о которой вы говорите, легко разглядеть. Дело и в неповторимом колорите, без которого не бывает фестиваля, к примеру, в Махачкале. И в красотах окружающей природы, как на Камчатке, и в историческом окружении, как в Великом Новгороде. У каждого фестиваля – своё лицо, которое определяют в том числе и люди, которые его делают. Кто бы мог подумать, что самая представительная ярмарка на Дальнем Востоке проходит не где-нибудь, а в Благовещенске? Каждый раз, приезжая во Владимир на «Китоврас», попадаешь в такую атмосферу, что дух захватывает. Или Саратов, где на улице Волжская в дни фестиваля собирается немыслимая толпа. Или Екатеринбург, где «Красная строка» стремительно ворвалась на фестивальную карту России и по ежегодному опросу книготорговцев в прошлом году стала фестивалем № 1 в нашей стране. Но есть и новые проекты. Например, чистый восторг я испытал этим летом от едва появившегося фестиваля «Смолфикшн» в Смоленске… Перечислять можно без конца!
– Фестивальная площадка – это, безусловно, точка притяжения. Место, где встречаются писатели, издатели, читатели. И конечно, на сегодняшний день фестиваль (ярмарка) – один из самых эффективных инструментов продвижения книги. Как работает этот инструмент и в чём, на ваш взгляд, тут главный секрет успеха?
– Всё очень просто. Вы можете развесить по всему городу билборды с рекламой книг и пользы от чтения, но ни одного нового читателя эта реклама в библиотеку или книжный магазин не приведёт. Можете сколько угодно со мной спорить, но я не верю. А фестиваль приведёт. Потому что хороший фестиваль стоит на пути случайного прохожего, который, идя по улице, «запнётся» о фестиваль и, может быть, там останется.
Такую картину я наблюдал неоднократно. Тащить за уши нечитающего человека в книжную культуру – бессмысленное занятие. Но когда книжная культура сама приходит к людям, то результат не заставит себя ждать. Конечно, можно задаться целью и начать теоретизировать на эту тему, порассуждать, к примеру, на какие аспекты восприятия аудиторией фестиваль влияет в первую очередь. Теоретики фестивального движения, а между прочим, есть и такие, отмечают, что фестиваль воздействует на посетителя как минимум в четырёх направлениях: когнитивном, принося новые знания; аффективном, создавая положительные эмоции и впечатления; эстетическом, радуя взгляд красивой картинкой, и социальном, создавая и поддерживая круг общения. Но я всё-таки больше практик, действую во многом по наитию.
– Книжная ярмарка или литературный фестиваль, как правило, длятся не более недели. А сколько времени занимает подготовка к событию? Кто участвует в создании праздника книги? Приоткройте, пожалуйста, дверцу в «закулисье».
– В идеале фестиваль следующего года надо готовить наутро после того, как закончил его в этом году. В этом смысле показателен пример «Красной строки». Там первые подготовительные совещания проходят в ноябре, а сам фестиваль – в сентябре следующего года. Так и надо делать, и я с радостью отмечаю, что многие коллеги в регионах идут по этому пути. Фестиваль – это продукт взаимодействия большого количества людей, число которых измеряется иногда десятками. Это и те, кто разрабатывает программу, и техническая служба, и дизайнеры, и кураторы, и рекламщики, и книготорговцы, и специалисты в логистике и прочих скучных вещах. И самые скучные люди на свете – бухгалтерия, конечно, потому что после того, как с фестивальной площадки увезут последние коробки, фестиваль не заканчивается. Начинаются отчёты, и зачастую это почти что триллер.
– Когда литературное событие заканчивается, остаются приобретённые книги, эмоции, воспоминания, впечатления. Никто не уходит «пустым». А что более всего наполняет и радует вас как организатора? Есть ли какой-то индикатор, который позволяет вам лично понять, почувствовать, что фестиваль удался?
– Есть стандартный критерий «хорошести» книжного фестиваля –количество проданных книжек. Очень просто посчитать, ведь мы же принимаем и отправляем грузы, отнимаешь одни килограммы от других, делишь на исходное – получаешь результат. Если продали больше 40% – это уже хорошо, если меньше – значит, ты что-то сделал не так. Но бывали и рекорды. Непобиваемые 67% в Архангельске в 2022 году и чуть больше 60% в Благовещенске в этом. Но, конечно же, на окончательные ощущения много что воздействует – и программа, и люди, и реакции. Сейчас, когда мы делаем много фестивалей, в этом году их целых 16, иногда не успеваешь осмыслить, на это просто нет времени. Но у меня длинный отпуск, и вот там я сижу, смотрю вдаль, вспоминаю и думаю: «Как же хорошо, чёрт возьми, у нас получилось!»
– Любой литературный праздник складывается из интересных диалогов, (не)случайных встреч, каких-то совпадений, казусов или необычных ситуаций. Было ли с вами нечто подобное? Можете поделиться какой-то историей с одного из недавних фестивалей?
– Это самый страшный вопрос. Потому что, когда его мне задают, у меня начинается ступор. Я не могу ничего вспомнить, хоть ты тресни. Ну или вспоминаю такое, что нельзя рассказывать. Конечно же, бывают и смешные, и трогательные моменты. Вот недавно в Саратове к писательнице Асе Лавринович выстроилась обычная для неё очередь за автографами часа на полтора. Когда всё закончилось, Ася ушла отдыхать в гостиницу, как вдруг минут через сорок подошли три девчушки, которым автографа не досталось. Кто-то позвонил Асе и спросил, не сможет ли она прийти. И она пришла! А идти там было минут 20, да ещё и в гору. Девчонки были на седьмом небе.
– Какие новшества ожидают любителей книги и чтения в ближайшее время, над какими проектами работаете сейчас?
– Прямо сейчас мы готовим третий за этот год фестиваль «Новая книга» в Новосибирске. Там сложилась уникальная история. Этот фестиваль проводится трижды в год. В этом году проводили в феврале в Академгородке, потом в мае – в центре города и теперь в ноябре, снова в Академе. А дальше – как в методических указаниях по подготовке и проведению книжных фестивалей: выспаться и начать подготовку фестивалей следующего года. Пока не буду про планы, потому что среди них есть несколько городов из разряда мечты. Но если хотя бы одна мечта сбудется, то всё не зря. Да и в принципе всё не зря.