В древне-еврейской философии немало говорится о музыке, как об искусстве, способном отразить самые тайные откровения души. Михаил Глуз был человеком большой и очень щедрой души. Его сердце билось ради сохранения памяти народа, исторической памяти страны, в которой он жил и работал, которую любил.
Трагически оборвалась жизнь композитора Михаила Семеновича Глуза, народного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, генерального директора Международного Культурного Центра им. С. Михоэлса, первого президента Федерации еврейских общин России. Музыкант и общественный деятель, чье имя и музыка хорошо известны и любимы несколькими поколениями на постсоветском пространстве и соотечественниками за рубежом, готовился отметить 70-летний юбилей. Подвело сердце…
Трудно писать в прошедшем времени о человеке, который навсегда останется для тебя живым. Но ведь именно Память является одним из условий продолжения жизни, стимулом и оправданием дальнейшего бытия.
Я, как многие, кто когда-либо слышал Михаила Глуза, влюбилась в его голос. Это было в конце 80-х. Он исполнял популярную песню «Аидише мама». Эту песню, ставшую шлягером, и позднее вошедшую в репертуар самых титулованных певцов, я услышала тогда впервые. Но никто и никогда не спел лучше. Уникальный тембр и природная вокальная культура давали Михаилу Глузу все основания стать эстрадной звездой. Об этом часто говорили его друзья и однокурсники, среди которых - Алла Пугачева, Михаил Шуфутинский, Максим Дунаевский, Лариса Долина и многие другие, кто знал Михаила с юных лет и общался с ним долгие годы. Но у Михаила Семеновича Глуза была иная миссия, иные цели. Потому ограничить свою деятельность эстрадой он никогда не хотел. Хотя сцену любил до последних дней. Зрители разных поколений, наслаждались его уникальным «хампердинговским» лирическим тембромна лучших площадках страны и мира, сожалели о нечастом появлении артиста на сцене. Редкие по красоте и эмоциональному наполнению, созданные в лучших традициях отечественного песенного жанра произведения «Молитва» (ст. А. Хайта), «Уходит гетто в облака» (ст. А. Хайта и А. Левенбука), «Моя Земля» (ст. Ю. Каменецкого), «По-русски умирают васильки» (ст. О. Левицкого) навсегда останутся в памяти тех, кто их слышал.
В конце 70-х прошлого века столица услышала и оценила не только голос талантливого музыканта, но и его музыку. Создание Камерного Еврейского Музыкального Театра в Москве, его недолгая, но очень яркая жизнь связаны с именем музыкального, а затем художественного руководителя этого театра, композитора Михаила Глуза. Спектакль-концерт "Ломир але инейнем!" (Давайте все вместе!), музыкальный спектакль "Танго жизни», посвященный теме Холокоста, балет «Последняя роль», музыкальные представления «Шалом, Шагал», «Тум, Балалайка!» и др. были столь популярны, что на них
не возможно было попасть, как и на спектакли соседнего «театра на Таганке», расположенного через дорогу. В театре работали блестящие мастера. Среди них – художник Илья Глазунов, режиссер Павел Хомский, хореографы Дмитрий Брянцев и Юрий Шерлинг (первый руководитель театра). С программками и музыкальными записями этого театра люди уезжали в иммиграцию. Уже в 2000-х, я не раз была свидетелем, как зрители тех далеких спектаклей приходили на наши мероприятия в разных странах мира с сохраненными реликвиями. Они говорили, что Музыка Глуза стала для них возвращением к истокам, к обрубленным тоталитарной идеологией корням, возвращением исторической памяти.
Продолжением возвращения исторической памяти стало создание Михаилом Глузом в 1989 году в Москве Международного Культурного центра имени Соломона Михоэлса, великого актера, режиссера, председателя Еврейского Антифашистского Комитета, убитого в 1948 году по личному приказу Сталина. На открытии Центра присутствовало много иностранных дипломатов. Из США прилетел президент Всемирного еврейского конгресса Эдгар Бронфман, из Австралии - вице-президент Изи Либлер, из Америки прибыл писатель, лауреат Нобелевской премии Эли Визель. Свои приветствия прислали руководители многих стран, среди них - Маргарет Тэтчер, и премьер-министр Австралии Роберт Хоук. госсекретарь США Джордж Беккер, премьер-министр Израиля Ицхак Шамир. Но советские руководители хранили молчание. Говорить о возрождении еврейской культуры и вообще любой национальной культуры было ещё опасно. Несмотря на это, в зале, на церемонии открытия присутствовали Юрий Любимов, актеры Театра на Таганке, Нонна Мордюкова и многие другие известные деятели искусств, которые считали происходящее важным событием в общественной и культурной жизни страны. В 1989 году Центр им. Михоэлса во главе с Михаилом Глузом впервые организовал в Советском Союзе выступления «звёзд» еврейской песни: знаменитой израильтянки Яффы Яркони, легендарного американского актера и певца Дуду Фишера, который стал затем частым гостем на наших Фестивалях искусств имени Михоэлса, приехали также известных музыкантов из Австралии и Канады. Это была сенсация!
Новой страницей деятельности Центра стали Московские Международные Фестивали искусств имени С. Михоэлса. Сегодня, по прошествии почти четверти века со дня открытия I Фестиваля в Государственном Академическом Большом театре, можно сказать, что эти фестивали явились значимым культурным штрихом портрета новой России. Нам с Михаилом было особенно дорого, что письмо, адресованного Борису Ельцину о его патронаже Фестиваля, подписали выдающиеся деятели многонациональной отечественной культуры. Многих из них – Михаила Ульянова, Мстислава Ростроповича, Тихона Хренникова, Игоря Моисеева, Галины Улановой, Юрия Никулина, Евгения Евтушенко, Марка Захарова, Людмилы Касаткиной, Армена Джигарханяна – уже нет с нами. Благодарность ныне здравствующему – Владимиру Васильеву, поддержавшему идею проведения Открытия Фестиваля в Большом, которым он тогда руководил.
Огромной сценой стала вся земля
Шекспировско-российского театра…, - написал Е. Евтушенко в своей поэме «Шекспир о Михоэлсе», которой среди прочих специально созданных премьер открылся I Фестиваль. Евгений Александрович подарил генеральному директору Фестиваля Михаилу Глузу свою книгу с надписью, которой Миша гордился всю жизнь: «Человеку, сумевшему сказку сделать былью». О «сказке» говорили тогда многие, в том числе - конечно, дочери Михоэлса – Наталья Соломоновна и Нина Соломоновна, ранее выдворенные из страны. знаменитые актрисы Театра Михоэлса (ГОСЕТ) Этель Ковенская и Мария Котлярова. Как заметил в одном из интервью писатель Эдуард Тополь, участник фестиваля, «для тех из нас, кто жил в Советские времена, подобное событие кажется просто невероятным..». Началось триумфальное и покаянное возвращение имени Михоэлса, долгие десятилетия находившееся под запретом, в культурное пространство страны и мира.
Для меня, как художественного руководителя, главного режиссера Фестиваля и для Михаила Глуза, генерального директора, важно было сделать Фестиваль не только многонациональным, но и многожанровым. Это удалось. Программы десяти фестивалей представили зрителям сотни театральных, хореографических, кинематографических и музыкальных премьер. Были выпущены фильмы, уникальные книги, посвященные Михоэлсу и расстрелянным членам Еврейского антифашистского комитета. важнейшим историческим событиям и личностям, связанным с эпохой и творчеством Мастера. Были развернуты художественные и фотовыставки отечественных и зарубежных мастеров; проведены кинематографические конкурсы и конкурсы клезмерской музыки, прямые телевизионные трансляции открытий и закрытий международных форумов. В Фестивалях, прошедших на лучших сценах Москвы, Санкт-Петербурга, ряда городов России, СНГ и других стран мира приняли участие сотни всемирно известных мастеров культуры.
Особым событием в общественно-просветительской деятельности Михаила Семеновича Глуза стало открытие памятника расстрелянным членам Еврейского антифашистского комитета на Донском кладбище в Москве в 2004 г. Многие не верили, что эта идея будет реализована. Чиновничьи запреты и проволочки, казалось, побеждали. Ведь так называемое Захоронение №3, объединяет могилы репрессированных и жертв сталинского террора, в том числе расстрелянных в тюрьмах людей разных национальностей…» Глуз не отступал. ходил по кабинетам, приводил разные аргументы, Поддержал нас первый заместитель Мэра Москвы Владимир Иосифович Ресин. И не смотря на то, что художественный замысел памятника принадлежал мне, а воплотил ее замечательный скульптор Марк Шуб, без упорства и активной общественной деятельности Михаила этого памятника, конечно бы не было. На открытие приехали Алла Зускина, Давид Маркиш, семья Михоэлса, послы многих стран. Сегодня к памятнику водят экскурсии, он стал еще одним знаковым символом исторической памяти.
Список российских и международных культурных проектов, которые мы реализовали вместе под эгидой «Культурного центра им. Михоэлса» и руководимого мной Международного Фонда «Единство», общественный совет которого возглавлял Михаил Глуз – значителен. Это - Всероссийские общественно-культурные марафоны: «Мы снова вместе!», «Москва за нами!», «Берегите Россию!», Международный антитеррористический общественно-культурный марафон «Да будет мир!», Международный Марафон Победы, Международный проект «Культура без границ» под патронажем ЮНЕСКО. Международный Фестиваль «Шолом-Алейхем GALA». Особо хочется отметить «Рок-оперу Суламифь-Forever!», музыка к которой. с моей точки зрения, одно из лучших композиторских творений Михаила Глуза.
Все эти Проекты состоялись при поддержке нашего Попечительского совета, известных российских меценатов, общественно-политических деятелей, которые доверяли Михаилу Глузу, и как продюсеру, и как деятелю культуры. И это доверие он всегда оправдывал. Я бесконечно благодарна российским дипломатам, с которыми мы работали в разных странах мира и которые в нынешние непростые политические времена активно опираются на деятелей культуры, сохраняющих и строящих мосты гуманитарного и культурного сотрудничества. Замечу, что все проекты, которые проходили под руководством Михаила Семеновича Глуза, какие бы всемирно известные артисты и коллективы в них не участвовали, носили благотворительный характер. Это был его принципиальная позиция.
Нельзя не вспомнить совместные работы Михаила Глуза с Сергеем Владимировичем Михалковым, с которым долгие годы они крепко дружили. Одна из них – мюзикл «Принц и нищий», много лет успешно шедший во МХАТе.
Когда в прошлом году руководитель легендарного театра «Ленком» Марк БорисовичВаршавер принял непростое, во многом рискованное решение о возвращении в репертуар театра уникального спектакля «Поминальная молитва» Марка Захарова с музыкой Михаила Глуза, конечно, Михаил был счастлив. Не только потому, что любимый москвичами и известный во всем мире театральный шедевр прошлого века будет восхищать новые поколения.
А потому, что Глуз был одним из немногих, кто всей душой верил в новую успешную жизнь этой работы. Так и случилось. Не стоит говорить, какую роль играет музыка Глуза в спектакле «Поминальная молитва». Об этом много написано. Даже самые молодые актеры не раз признавались, что именно музыка - душа спектакля, стала для них ключом к раскрытию образов и смыслов бессмертного произведения Шолом-Алейхема. Участники новой версии постановки посвятили его ушедшим создателям и главным исполнителям. Михаил Глуз оставался единственным из авторов этого спектакля и принимал участие в его воссоздании. Теперь «Поминальная молитва» будет звучать и о нем.
Удивительно, что на пол года раньше, в Киевском драматическом театре им. Ивана Франко вернули в репертуар не менее легендарный спектакль Тевье-Тевль с музыкой М.Глуза, в котором более 20 лет единственным исполнителем роли Тевье был великий актер Богдан Ступка. Именно этот спектакль был с огромным успехом показан во МХАТе им. А.П. Чехова в 2004 г. в рамках Фестиваля искусств им. Михоэлса. А когда мы с Михаилом приехали в 2012 г. в Киев проводить нашего друга в последний путь и вошли в театр, звучала музыка из спектакля. Именно под эту музыку, которую Ступка очень любил, его хоронили.
В древне-еврейской философии немало говорится о музыке, как об искусстве, способном отразить самые тайные откровения души. Михаил Глуз был человеком большой и очень щедрой души. Его сердце билось ради сохранения памяти народа, исторической памяти страны, в которой он жил и работал, которую любил. Память сердца самая крепкая. Она не исчезает, даже если сердце перестало биться. Ее наследуют те, чьи сердца продолжают биться в унисон.
Заслуженный деятель искусств РФ.
Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.