Накануне Дня памяти Александра Сергеевича Пушкина «ЛГ» получила в дар бюст великого поэта, основателя издания. Преподнёс его нам известный российский предприниматель и меценат Михаил Сердюков. Делом жизни для него стал проект «Аллея Российской Славы».
– Михаил Леонидович, спасибо за щедрый дар. Бюст Александра Сергеевича был создан в рамках вашего проекта?
– Конечно, ведь славу нашего отечества создавали не только государственные деятели и полководцы, но и учёные, писатели, поэты. Большинство знает их имена в основном по школьным учебникам. Кому-то посвящается целая глава, кому-то абзац, а иным и вовсе одна строка. Иногда рядом воспроизводится портрет. Но учебник закрывается, и у многих в памяти в лучшем случае остаётся только имя. Но этого же мало! Кроме того, нужно понимать, в какое время мы с вами живём – человек всё глубже погружается в визуальную среду.
– Да, изображение, «картинку» он воспринимает куда лучше, чем печатное слово.
– С техническим прогрессом особо не поспоришь. Значит, необходимо сделать так, чтобы его окружали зримые образы тех, кому наша родина обязана своей силой и славой. В советские времена этим занималось государство – планомерно и целенаправленно. Сегодня аналогичная работа ведётся, я бы сказал, спорадически. Сколько в наших городах «именных» улиц и площадей? Сотни тысяч! А на скольких из них установлены памятники или бюсты, да хотя бы памятные знаки-барельефы людям, чьи имена они носят?
– Если речь не о персонах масштаба Петра I или маршала Жукова, то, как правило, жители не знают, не только чем прославился человек, но и вообще кем он был. И что же делать?
– Брать инициативу в свои руки, а не ждать, пока до этого дойдут руки у государства. Времени у нас уже нет – возрождать из небытия нашу историческую память нужно сейчас. Чтобы все, особенно молодые, понимали, что сегодня на кону наследие, завоёванное и созданное для нас нашими героическими и талантливыми предками. Есть такой хороший советский фильм – «Их знали только в лицо». Так вот, перефразируя название, скажу – мы своих предков должны знать не только в лицо. И начало этому – памятник, пусть самый скромный.
– Ставить памятники на народные деньги – традиция старинная и уважаемая, но сегодня у народа со средствами напряжённо. Вся надежда на меценатов?
– Пока, наверное, да. Это ведь тоже давняя традиция. Не зря на Руси к богатству относились двояко: то, что ты умеешь дело делать и капитал наживать, – похвально, но уважать тебя можно только в том случае, если ты от капиталов своих готов помочь тем, кто беден и слаб. Сколько школ, больниц, народных училищ, приютов для сирот, вдов и инвалидов строили русские купцы и промышленники! Как помогали они художникам, музыкантам, учёным! Не зря же Павел Михайлович Третьяков говорил, что самая заветная его мечта – вернуть обществу хотя бы часть того, что с помощью общества им заработано.
– Проект «Аллея Российской Славы» исключительно меценатский – бюсты передаются в дар и устанавливаются бесплатно. Как родилась идея?
– Честно? Не знаю. Наверное, это не я её «придумал», а она меня выбрала.
– Но почему именно вас? Не потому ли, что созданная вами компания занимается садово-парковой скульптурой?
– А что, вполне вероятно. Во времена моего детства в скверах и парках стояли ведь не только безликие «девушки с вёслами», но и любимые всеми сказочные мультяшные и фольклорные персонажи. Сколько поколений детей выросло на этих сказках, получая от них первые уроки добра и справедливости. Потом это всё исчезло. Хорошо хоть бэтменов и человеков-пауков вместо Иванов-царевичей устанавливать не начали. Вот мы и решили вернуть наших родных персонажей туда, откуда их изгнали в проклятые 90-е. Причём подошли мы к делу очень ответственно – права на изображения выкупили у «Союзмультфильма». Так что все скульптуры точно такие, как в любимых мультиках и книжках. И лепили их для нас прекрасные скульпторы из разных уголков страны.
– Думаете, Василиса Прекрасная сможет потеснить какую-нибудь Малефисенту?
– А это от нас с вами зависит. Что мы сначала дадим в руки малышу – книжки с Курочкой Рябой и Колобком или гаджет со Свинкой Пеппой? Дети должны в первую очередь усваивать родную культуру – это аксиома для любой страны, которая отстаивает свою независимость.
– Поэтому на «Аллее…» немало деятелей культуры – Пушкин и Ахматова, Денис Давыдов и Лермонтов, Лев Толстой и Александр Грин. Появились и легендарные артисты – Василий Лановой, Владимир Высоцкий. Будет продолжение?
– Непременно, но эти выдающиеся артисты мне особенно дороги. Василий Семёнович все эти годы был другом нашего проекта, часто приезжал на открытие памятников. А на песнях Владимира Семёновича я рос. Есть на «Аллее…» и бюст его родного дяди, Алексея Владимировича Высоцкого – фронтовика, орденоносца, дошедшего до Берлина. После войны он стал журналистом и режиссёром документального кино. Одна из его картин – «Побег из ада» – посвящена подвигу Михаила Девятаева и его товарищей, совершивших побег из концлагеря при полигоне Пенемюнде, на котором фашисты испытывали ракеты Фау-1 и Фау-2. Среди тех, кто бежал на угнанном самолёте Heinkel 111, был семнадцатилетний мальчишка Фёдор Сердюков – мой дядя.
– «Аллея Российской Славы» началась со скульптуры преподобного Сергия Радонежского…
– …2008 год был трудным для всех нас, а в такие времена невольно обращаешься мыслями к небесным покровителям. Для России, мне кажется, важнейшим из них является преподобный Сергий Радонежский. Документальных свидетельств о том, что он благословил князя Дмитрия на битву с Мамаем и послал с ним двух иноков – Пересвета и Ослябю, не сохранилось. Но любой историк вам скажет, что такие легенды на пустом месте не возникают. В общем, неважно, почему и как, важно, что 2 мая 2008 года в Московском казачьем кадетском корпусе имени Михаила Шолохова появилась скульптура Сергия Радонежского.
– Сколько же всего их установлено за минувшие пятнадцать лет?
– Более полутора тысяч бюстов, скульптур, памятных знаков. И не только у нас в стране, но и в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Германии, Франции, Сербии. Даже в США – в 2013-м мы открывали «Парк Славы» в «Русском доме «Родина» в городе Хауэлл в штате Нью-Джерси. Когда Крым пришёл в родную гавань, мы за первые пять лет установили более полусотни бюстов и памятных знаков, в одном Севастополе порядка двадцати. А потом очередь дошла и до Донбасса. В Луганске уже несколько лет стоит памятник атаману Платову, а буквально на днях на Донбасс, в расположение одной из частей отправится бюст маршала Жукова.
– Дмитрий Донской, Александр Невский, Нахимов, Ушаков, Суворов, Кутузов… В этой своеобразной «портретной галерее» преобладают воители?
– К сожалению, врагов у нас в любые времена хватало. Не зря же Александру III приписывают фразу, ставшую крылатой: «У России есть только два союзника – её армия и флот». Бюст командующего Воздушно-десантными войсками Героя Советского Союза генерала Василия Маргелова по просьбам его боевых товарищей мы установили более чем в 70 городах страны, в том числе и в знаменитом Рязанском воздушно-десантном училище, носящем его имя. Я считаю, если завод или институт, научный центр или школа удостоены славного имени, бюст должен стоять на самом видном месте. Центр дальней космической связи в Евпатории носит имя Германа Титова – теперь там стоит бюст выдающегося космонавта. Государственному лётно-испытательному центру имени Чкалова в Ахтубинске мы подарили бюст Валерия Павловича. А аэродром его имени в Щёлкове уже украшает целая аллея, на которой установлены бюсты не только Чкалова и его товарищей – Георгия Байдукова и Александра Белякова, но и других знаменитых лётчиков – Валентины Гризодубовой, Александра Покрышкина, Виктора Талалихина.
– Для школ это, наверное, особенно важно?
– На мой взгляд, для любых учебных заведений. Там растёт наша смена. Фраза эта, к сожалению, затёрта от частого употребления. А нужно не говорить, а делать. 23 февраля в Казанском университете открываем памятник выдающемуся мыслителю Александру Зиновьеву, столетие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. Есть у него знаменитая фраза: «Мы должны переумнить Запад». Пора брать её на вооружение.