Михаила Швыдкого читателю представлять не нужно. Помимо его разнообразной деятельности в сфере культуры и политики он также является сопредседателем Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС).
– Михаил Ефимович, вам принадлежит фраза, ставшая популярной: «Культура всегда экономически выгодна». Насколько велико в современном мире воздействие культуры на экономическую сферу?
– На мой взгляд, существует коренное непонимание роли культуры в развитии мира и человека. Когда мы пытаемся оправдать существование культуры и расходов на неё, то начинаем говорить, что культура развивает духовный мир человека, и на этом останавливаемся. На самом деле, чтобы нашим либеральным, и неолиберальным, и нелиберальным экономистам объяснить, зачем существует культура, для чего на неё нужно тратить деньги, я всегда стараюсь привести несколько простых примеров.
Ещё в советское время в журнале «Театр» вместе со специалистами Института детской психологии мы опубликовали результаты многолетнего исследования проблемы «Каким образом количество посещений детьми театра связано с их успеваемостью в школе?». Выяснилось, что у ребёнка, который хотя бы 3–5 раз в год ходит в театр, поднимается успеваемость в школе, и не только по русскому языку и литературе, но и по математике, физике, химии. Общение с живым искусством стимулирует интеллектуальную работу и творчество. И это ключевой элемент экономики. Если школьник или студент результативен в учёбе, то в будущем, став специалистом, он сможет принести больше отдачи, чем люди с неразвитым художественным вкусом.
В конце 1980-х – начале 1990-х я преподавал в разных американских университетах. В частности, в Массачусетском технологическом институте читал будущим инженерам лекции по истории театра. Я тогда поинтересовался спецификой аудитории: это особые любители театра, организаторы студенческих постановок? Оказалось, нет. Так составлена учебная программа: приблизительно 15% от объёма академических часов в этом техническом вузе, являющемся своеобразным аналогом нашего Бауманского университета, занимает история искусств. У представителя точной профессии должно быть развито чувство красоты, гармонии, которое отражается на решении им профессиональных задач. Обратите внимание, как иногда говорят математики: красивая формула, красивое решение. Когда мы видим совершенный летательный аппарат, то понимаем, что его изобретатель знал толк не только в практическом предназначении машины, но и в её внешнем и внутреннем совершенстве. Зачастую срабатывает парадоксальный закон: чем выше красота изобретения, тем оно более утилитарно.
Культура прямо влияет на производительность труда. Духовно неразвитый человек – плохой работник, он не годится для решения сложных задач. Рассуждая здесь об экономике, я уже не говорю о высокой нравственности культурного общества. Это само собой разумеется: у духовно развитого человека – благая мотивация. Поэтому культура – очень важный экономический рычаг воздействия на социальную жизнь.
– Культура выгодна не только экономически, но и политически?
– Да, неслучайно возникло определение культуры как «мягкой силы». В последние десятилетия в политической сфере влияние государства часто связывают с тем, насколько узнаваем код его национальной культуры. Военные вмешательства, грубая сила сегодня, к счастью, зачастую невозможны. Государства вкладывают огромные деньги в развитие своих национальных культур и их продвижение за рубежом. Неслучайно во Франции такое большое внимание уделяется франкофонии – государство инвестирует немалые средства в сохранение французского языка в разных странах. США, не жалея денег, пропагандируют американский образ жизни, американскую культуру.
Мы живём в период глобализации, период культуры общества потребления. Она не американская, не европейская, не русская – она космополитична. Похожие глянцевые журналы, телепередачи, таблоиды в Варшаве, Дели, Нью-йорке, Москве, Киеве – вот неизбежное влияние на нашу жизнь сегодняшней экономики…
– Исследуя национальные образы мира, Георгий Гачев утверждал, что народы отличаются друг от друга культурами, а не цивилизациями. Глянец – в большей степени продукт цивилизации…
– Увы, это часть цивилизационных процессов, которые выхолащивают культуру. Важно понять, что мы не сможем пропагандировать национальную культуру за рубежом, если не сохраним её внутри страны. Возьмём европейскую ситуацию: валюта единая, границ нет, армия общая, тенденция к управлению экономическими процессами из одного центра – Брюсселя… Исчезают классические приметы государства. Как константы остаются только национальная культура и национальный язык. И их надо беречь.
– Подобная политическая ситуация раскрепощает каждую из европейских культур, давая им возможность укреплять своеобразие в свободных условиях?
– Такова диалектика: чем больше универсализирующих процессов, тем острее необходимость сохранить самобытность каждой отдельной культуры.
– Михаил Ефимович, какова межкультурная ситуация в СНГ? Как влияет на неё МФГС?
– Люди из разных стран СНГ хотят продуктивно общаться, и фонд создаёт условия для этого. Одна из важных задач, стоящих перед государствами Содружества, – создание совместных учебников и выработка исторических концепций, которые бы не ссорили страны между собой. Допустим, ребёнок на Украине берёт книжку, в которой написано, что русские его враги, а ребёнок в России читает, что украинцы – враги его народа, или его враги – таджики и киргизы. Это искажает историческую правду. Одним из ключевых моментов становится необходимость выработать верные исторические подходы для школьных учебников. Нам нужно сохранить на постсоветском пространстве уважительное отношение людей друг к другу.
У фонда есть общие для стран СНГ проекты в области нанотехнологий (в Дубне недавно прошёл форум, на котором была представлена концепция создания Международного инновационного центра нанотехнологий стран СНГ), в области астрономии (поддерживается обсерватория в Киргизии). Реализуется множество совместных культурных проектов: выставки, фестивали музыки, кинематографа…
– Какие наиболее важные проекты МФГС ждут осуществления в ближайшее время?
– Будет много серьёзных мероприятий, связанных с 65-летием Победы: и кинофестиваль, и театральный фестиваль, и фестиваль популярной музыки, и круглые столы историков… Юбилей Победы должен нас всех объединить.
Другая доминанта деятельности фонда – конкурсы. Например, конкурсы молодых поэтов, учителей, учёных СНГ. Мы будем вручать премию «Звёзды Содружества» тем выдающимся деятелям науки и культуры, которые создают в СНГ единое духовное пространство.
Генератор новых проектов – крупнейшее мероприятие фонда, ежегодный форум научной и творческой интеллигенции СНГ. В этом году он прошёл в сентябре в Молдавии и был посвящён молодёжи. На форуме всегда вырабатываются совместные проекты, он осуществляет функции общественного контроля деятельности фонда. Собираются видные деятели науки, культуры, образования и обсуждают, что уже сделано и что ещё важно сделать. Правление фонда не придумывает новые проекты, а принимает предложения от мыслящих, креативных представителей Содружества. В этом году возникла идея провести фестиваль постановок молодых театральных режиссёров. Эта профессия, как говорили раньше, идеологически важная, а специалистов по ней очень мало.
Мы тесно сотрудничаем с МААН – Международной ассоциацией академий наук. В Молдавии на форуме заседание МААН провёл её председатель – великий современный учёный Борис Патон. Это мероприятие важно для формирования спектра проектов на следующий год, который будет посвящён науке и инновациям.
Главная функция фонда – объединяющая, ведь слишком много сил пытаются разодрать СНГ, внушают, что Содружество – это похоронная команда, созданная для разъединения стран. Но глобус нельзя переделать! Россия всегда будет соседом Украины, Украина – Белоруссии, Казахстан – Киргизии, Армения – Азербайджана… Мы никуда не денемся друг от друга. Другого глобуса нет! И в наших интересах – жить в мире с соседями.
– МФГС уделяет большое внимание творческой молодёжи… Назовите наиболее значимые молодёжные проекты, реализованные фондом.
– К примеру, это симфонический молодёжный оркестр, который дебютировал в Таджикистане. В мае будущего года он будет выступать в ООН в связи с 65-летием Победы, олицетворяя единство наших стран в этом великом событии. Очень важный проект – летние школы для молодых историков.
В начале сентября я посетил I Иссык-кульский форум молодых интеллектуалов, на котором собрались представители 12 стран. Нужно ли подобное общение молодёжи СНГ, какие проекты можно реализовывать совместно – эти вопросы обсуждались на форуме… Мы говорили с ребятами о том, что этот форум должен стать постоянным.
Молодые участники из разных стран СНГ произвели на меня сильное впечатление. Они все первоклассно говорили по-русски, а ситуация с русским языком в СНГ, на мой взгляд, сегодня очень тревожная. Причём, помимо политических тенденций, она объективно тревожная: не хватает педагогов, учебников.
МФГС – удивительный инструмент решения подобных проблем. Когда мне в своё время поручили представлять Россию в правлении фонда, я и подумать не мог, что он сможет играть столь важную роль на постсоветском пространстве. МФГС работает два года и за это время стал центром притяжения для многих деятелей культуры и науки СНГ.
– Что такое «межкультурный диалог» в вашем понимании?
– Я вкладываю в это понятие простые вещи. Нам нужно научиться уважать других. Сегодняшняя Россия, и не только её мегаполисы, но и сельская местность, – это страна, где живут люди разных национальностей. Во Владимирскую область приезжают, к примеру, армяне, в Иваново – азербайджанцы… После распада СССР активизировались миграционные потоки. Важно понимать, что люди приезжают со своими психологическими и культурными национальными особенностями, и надо быть терпеливыми к ним, а им со своей стороны тоже надо проявлять толерантность, чтобы вписаться в чужую среду. Так же как, например, русскому человеку, приехавшему на Восток, важно принять правила особого общежития.
– По вашему мнению, в каком ключе должна сегодня выстраиваться межгосударственная политика стран СНГ, чтобы этот диалог был плодотворным?
– Когда между странами нормальные отношения, когда внутри одной страны не притесняют представителей не титульных национальностей, межкультурный диалог, конечно, идёт живее, эффективнее. Россия – страна тысячелетнего межкультурного диалога. Русские мирно живут рядом с мусульманскими народами: татарами, башкирами. Межкультурный диалог для России – органичное явление. Достоевский писал о всемирной отзывчивости русского человека. Великое достоинство русского народа в том, что он всегда открыт и благорасположен к миру. Но даже если отношения между странами становятся жёсткими, всё равно не нужно прекращать межкультурный диалог. Культура выше, чем любые политические перипетии. Какими бы сложными ни были сейчас отношения России с Грузией, русско-грузинские культурные отношения важно сохранять. Не должны прерываться и русско-украинские отношения. Украинская нация находится сейчас на стадии формирования. Русский народ тоже на новой фазе формирования, наступившей после его выхода из состава советского народа. Все эти процессы живы, естественны…
– Какова, на ваш взгляд, вероятность примирения России и Грузии через культуру?
– Я точно знаю, что, к сожалению, красота не спасёт мир. Но душу человеческую красота спасёт. Роберт Музиль на вопрос «Что остаётся после искусства?» отвечал: «Остаёмся мы, изменившиеся». Слово сейчас не остановит пушки, но изменить людей, которые принимают решения, оно способно. Грузия, как и Россия, – православная страна. Культура и религия всегда поверх барьеров. Я имел счастье много общаться с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илиёй II и совершенно согласен с ним в том, что Россия и Грузия родственны между собой.
Я не понимаю представителей других народов, которые считают русских источником своих несчастий. В XX веке русские в процессе мировых войн, сталинских репрессий были одним из самых пострадавших народов.
– В некоторых странах, скажем, на Украине и в странах Балтии, отношение к русскому языку сложное… Как вы считаете, возможно ли в ближайшее время вернуть уважение к русскому языку в этих государствах?
– У меня в этом смысле очень взвешенный подход, который вызывает отторжение у моих оппонентов в России и на Украине. С собственной государственностью украинская нация начала формироваться в постсоветское время. У неё сейчас период самоутверждения, а самоутверждаются часто за счёт другого. Украинцам важно определить себя в мире как украинцев, сказать всему миру: «Мы украинцы, значит, не русские. Не путайте нас с русскими и белорусами». Ведь неслучайно Л. Кучма написал книгу, которая называлась «Украина не Россия». А ведь Украина – сложное геополитическое образование, восток которого безусловно и органично тяготеет к России. Украинцы боятся раствориться в русском и, определяясь со своей национальной идентичностью, делают резкие движения. Русская культура имеет мощное влияние на украинскую, и это нельзя отрицать. Ведь на украинском книжном рынке, к примеру, русский язык доминирует.
Я сейчас становлюсь на сторону украинцев и пытаюсь их понять. А с другой стороны, я всё время объясняю моим друзьям-украинцам, что благодаря русскому языку они выходили в огромный мир и не нужно отсекать эти возможности. Китайцы говорят: сколько языков знаешь, столько жизней живёшь. Часть литовцев, например, призывает перестать ориентироваться на русскую культуру, а ориентироваться только на западную. Конечно, никто не будет отрицать, что Томас Манн – прекрасный писатель, или доказывать, что Гёте хуже, чем Толстой… Но почему нельзя ориентироваться и на русскую, и на западную культуры? Зачем, отказываясь от русского языка, обеднять себя? Будьте прагматиками, из прагматизма сохраняйте русский язык. Этот вопрос нужно поднимать, так же как и объяснять украинцам и другим народам СНГ, что процессы их национального становления нам понятны. Другое дело, что недопустима своего рода украинизация истории, пересмотр очевидного, уравнивание, к примеру, героев Советской Армии и националистов, сражавшихся на стороне Гитлера (я имею в виду дивизию СС «Галичина»).
– Михаил Ефимович, вы как сопредседатель МФГС выступили организатором международной конференции в МИД на тему «Межкультурный диалог – системообразующий фактор развития гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ», в работе которой приняли участие ведущие учёные и государственные деятели. Каковы основные итоги конференции, начата ли реализация намеченных по ним планов?
– Конференция прошла под эгидой ЮНЕСКО и собрала представителей стран СНГ и других государств. Она дала целый ряд рекомендаций, связанных с механизмами и методами развития отношений между людьми и странами в современном многонациональном, поликультурном мире. Народы смогут объединиться только благодаря толерантности. Конечно, нельзя просто брать кальку зарубежного опыта, – и для России толерантность кажется в каком-то смысле равнодушием, – но перенимать полезный опыт нужно. На конференции обсуждались проекты проведения творческих и научных мероприятий, семинаров по подготовке молодых кадров. В таких совместных проектах рождается уважение друг к другу.
Беседу вела