В Волоколамске завершился V Международный фестиваль военно-патриотического фильма имени С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж». Небольшой подмосковный город выбран неслучайно: ведь именно здесь в 1941 году советские войска остановили фашистские полчища.
Участники и гости фестиваля, среди которых было немало известных российских и зарубежных кинематографистов, возложили цветы к мемориалу памяти 28 героев-панфиловцев у деревни Дубосеково, побывали в Иосифо-Волоцком монастыре. И всё же главным, естественно, осталось кино.
Переполненным залом встретил Волоколамск режиссёра Никиту Михалкова. Который не только ответил на вопросы зрителей, но и рассказал о своей новой ленте – «Утомлённые солнцем-2». Отснять осталось несколько павильонных сцен. Премьера первой части картины должна состояться 9 мая 2010 года. Зрители Волоколамска увидели 8-минутный фрагмент из будущего фильма. Это сон комдива Котова, в котором он убивает Сталина, макнув голову вождя в шоколадный торт с его собственным изображением. Свидетелями этой сцены во сне комдива были Берия, Будённый, Ворошилов и жена Котова Маруся, которую, как известно, теперь играет не Ингеборга Дапкунайте, а Виктория Толстоганова.
Немалая часть фестивальной программы состояла из, что называется, уже отсмотренного – фильмов, прошедших в широком прокате. Но было также значительное число картин новых, многие из которых вырастали до ранга настоящего события. Две киноленты стали посвящением 90-летию Пограничных войск ФСБ России. Это фильм «На краю стою» российских режиссёров Эдуарда Тополя, Рауфа Кубаева и Мунита Закирова (специальный приз жюри за воплощение темы нравственной красоты человека, лучшая мужская роль – Артур Смольянинов). И потрясающий по своему внутреннему смыслу фильм «Никто, кроме нас» Сергея Говорухина. Лента о конфликте, длившемся шесть лет в Таджикистане, где непосредственное участие принимала 201-я дивизия пограничных войск. Эта картина не столько о самой войне, сколько о взаимоотношениях кинооператора Евгения Левашова и Наташи – женщины, которую он искал всю жизнь и нашёл за несколько недель до своей очередной командировки. Но, к сожалению, фильм снял режиссёр с конкурса, так как организаторы фестиваля перенесли показ. И люди, пришедшие на фильм Говорухина, вынуждены были смотреть другую картину. Жюри документального кино присудило специальный приз фильму «Заслон» Игоря Григорьева за воплощение на экране образа воина-пограничника.
Главный приз вручён в номинации «Лучший игровой фильм». Из двенадцати картин этой категории жюри единодушно присудило статуэтку фильмам «Мы из будущего» Андрея Малюкова и «Без цензуры» Брайана Де Пальма. Ирини Жамбонас получила награду «За лучшее исполнение женской роли» в картине Костадина Бонева «Военный корреспондент» (Болгария), диплом «За лучшую операторскую работу» – Баходыр Юлдашев и Хамидулл Хасанов в фильме «Шима» (Узбекистан). Лучшим режиссёрским дебютом жюри признало работу хорватского мастера Кристиана Милича («Живые и мёртвые») и вручило диплом «за мастерское создание образа русского солдата» Андрею Федорцову в фильме «Чаклун и румба» Андрея Голубева (Беларусь).
Призы в конкурсе документальных фильмов распределились следующим образом. Главную награду получила картина «Анастасия» Виктора Лисаковича – о дочери командира миноносца «Жаркий», который покинул берег Крыма в 1920 году. Специальный приз «за воссоздание образа человека высокого патриотизма и милосердия» жюри присудило картине «Список Киселёва» Юрия Малюгина, а диплом «за исторический портрет выдающегося военного деятеля» – фильму «Один в четырёх лицах» Татьяны Денисовой. Лента посвящена одному из выдающихся людей XX столетия – русскому офицеру, впоследствии Верховному главнокомандующему, маршалу и президенту Финляндии барону Карлу Густаву Эмилю фон Маннергейму.
Несколько картин документальной программы объединила тема спорта: «Жить и побеждать» Вячеслава Гулуева – об инвалидах, сумевших найти себя в футболе, – и «Чемпион» Гии Габелия (диплом за убедительное раскрытие образа человека необычной судьбы). Автор рассказывает о судьбе снайпера, борца и актёра Алексея Ванина. Трогательная, на мой взгляд, картина «Выстояли и победили» Александра Слободского переносит нас в героическую блокаду Ленинграда, где весной 1942 года проводился День физкультурника – соревнования легкоатлетов и футбольный матч между командами «Динамо» и «Зенит». Замечательные и честные ленты.
Киносеансы собирали полные залы. Фильмы демонстрировались бесплатно, в том числе и картины, участвующие в конкурсном показе. Фестиваль завершён, а открыл он не только новые фильмы и имена, но и поднял такую ёмкую, но личную для каждого тему патриотизма.
, ВОЛОКОЛАМСК–МОСКВА