Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Михайловские «челси»

01 января 2007

ОПЕРНЫЙ ДОМ

Одна из самых старых опер Петербурга как зеркало новорусской революции

Сцена из спектакля «Любовный напиток»Свершилось: вслед за футболом очередь дошла до театра. В том смысле, что опера стала такой же игрушкой разновеликих олигархов, как мячик с пятнышками.
Что имеем?
Левая часть выражения: русские деньги, аккумулированные неким лицом, уходят на развитие английского футбола, и мы уже не только к этому привыкли, но и испытываем порой от такого откровенного нас-обворовывания нездоровое наслаждение. Не все, конечно, и далеко не всегда, но тенденция в определённой части общества есть. 

Правая часть выражения: русские деньги, аккумулированные неким лицом, уходят на финансирование зарубежных режиссёров, музыкантов и художников. Некоторая часть социума не только считает это допустимым, но и уверена в том, что уж в опере итальянцы точно побольше нашего понимают. Обкрадывание русского театра выносится за скобки.
Необходимо доказать, что рассматриваемое выражение есть тождество. 

И поскольку футбол нас в данном случае интересует мало, нужно определить объект исследования. Им будет Михайловский театр, уже дважды привозивший в Москву свои оперные премьеры. Сначала это была «Сельская честь» Пьетро Масканьи, позже – «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти. 

Оговорюсь сразу: оба произведения сценического искусства выглядели весьма и весьма достойно. Более того: театр проявил себя пусть и не выдающимся, но высокопрофессиональным коллективом. Мне лично обе постановки понравились. И понравились весьма! То есть я получил удовольствие от посещения михайловских спектаклей. Поэтому ругать театр ничуть не намерен.
Намерен я честно поговорить как о хорошем, так и о плохом, что практикуется нынешними «создателями дискурса». 

Ключевым словом здесь станет «буржуазность», и я не буду скрывать его до последнего абзаца. Не детектив пишу. 

На театре искони сосуществуют, но яростно бьются две тенденции: «скупка патентов» и «самостоятельные разработки». Балет миновал обострение данной борьбы давненько. Сначала на русской сцене блистали француженки-итальянки, придумывали танцы те же и разные прочие шведы-датчане, затем появилась русская балетная музыка, а затем… 

Много чего было «затем», но сейчас, когда произносят слово «балет», по умолчанию имеют в виду русский классический. Который, строго говоря, придумали мы в том виде, в котором он есть.
За нашу победу!
Которая была бы полной, прибавь мы к балету оперную сцену. 

Есть ли основания у русских для такого штурма? Да, и немалые. Русская опера существует и пользуется если не популярностью, то уважением во всей европейской культурной ойкумене. Наследие предков здесь столь велико, что разрабатывать эту жилу жизни не хватит. 

Одно «но»: русскую оперу попсой не назовёшь. Да и расстояние от начала до конца какой-нибудь «Хованщины» измеряется не километрами даже, а едва не световыми годами. Это если сопоставить с популярными одноактовками или недлинными распевными «фитюльками», которые я называть не стану, ибо очень люблю эту умеренно лёгкую музыку. Не говоря уже о коротких, но никак не лёгких произведениях Рихарда Штрауса. 

В России же мы имеем нелёгкие и некороткие музыки с пением. Их восприятие требует некоторой привычки, да. Когда таковой нет, то рецепт успеха у неподготовленной публики выглядит просто. 

Первое: никаких сценических экспериментов.
Второе: ставка только на проверенные имена.
Третье: проверенные имена должны быть иностранными.
Цель: театралы, отдавшие деньги за зрелище, должны остаться довольны. Ибо не исключено, что до трети зала – настоящие или потенциальные партнёры по бизнесу. Обижать которых – себе дороже. 

Я далёк от мысли, что Михайловский театр ставит только зарубежные образцы в иноземном же исполнении. Нет, в репертуаре есть и «Пиковая», и «Онегин», и «Иоланта», и «Золушка» Бориса Асафьева, и «Князь Игорь». Правда, этим русский репертуар исчерпывается, тогда как иностранный куда как «продолговатее». Но дело даже не в этом. А в том, что в качестве «витрины» выбирается. 

«Сельская честь» – опера прекрасная. Когда есть деньги на приобретение прав её постановки в версии Лилианы Кавани, то интерес к спектаклю способно пробудить уже одно имя автора «Ночного портье». Сама Лилиана, правда, не присутствует в России «ни разу», но по её конспектам работу проводит ассистентка. Получается хорошо. 

В постановке Кавани опера приобретает колорит невыдуманного итальянского неореализма, вкус той подлинной Италии, Италии жгучего солнца и пыльных дорог, которая далека от нашего наивного представления об этой стране. 

К сожалению, исполнение оказывается несколько ниже «режиссёрской планки». Молодой итальянский дирижёр Даниэле Рустионе, конечно, никак не Рикардо Мутти, но ведь и Михайловский театр не A.C. Milan, простите, не Ла Скала. Бюджет, видимо, не тот, творческий потенциал опять же ещё до конца не выявлен. В общем, добротно, но не более. Та же «Сельская честь» в «Новой опере» была исполнена так, что я, человек не шибко-то сентиментальный, едва не плакал. Хотя постановка, если честно, в «Новой» так себе. Как раз полуэкспериментальная, модная. Но сыграно! Но спето! 

В Михайловском к «Сельской» даже не придраться.
Почти по той же схеме театром был реализован и «Любовный напиток». Тот же маэстро за пультом, художники и режиссёр из той же Италии. Добавился итальянец-тенор в роли Неморино. Главное: тот же самый неореализм. Даже так: итальянская кинокомедия 50-х. Это когда если актёры не кривляются, то и непонятно, что это комедия. В таких комедиях мог играть Альберто Сорди, и его работа не выглядела пошло. Даже Тото, снимаясь в фильмах классом ниже, умел почувствовать эту стихию сосуществования серьёзного с дурацким. 

Актёрам Михайловского театра, выученикам русской оперной школы, органичное сочетание условного комикования с визуальным реализмом не далось. Ради справедливости, конечно, нужно сообщить, что лично мне итальянский тенор остался неизвестным в данной роли – его смогли увидеть зрители лишь в первый день московской гастроли, но во втором спектакле исполнитель был далёк от вершин комичности. Пел его хорошо известный и давно уважаемый Алексей Кудря. Благо незамысловатая в этот день публика была уверена, что поёт итальянец (это из разговоров в курилке), но о публике разговор отдельный. 

Традиции нашей оперной сцены оказались далеки от итальянских кинообразцов новой для 50-х ХХ века эстетики. Ещё дальше оказался эксперимент: «Любовный» в той же «Новой опере» поставлен куда как более изобретательно! 

Значит ли это, что путь, которым пошёл Михайловский театр с новым хозяином-директором, плох. Ничуть! Он хорош и удобен, просто ведёт в тупик. 

Буржуазная публика, на которую ориентируется сейчас руководство бывшего Малого оперного театра, непродуктивна в эстетике. Некоторое физическое здоровье не позволяет ей приветствовать сомнительные новации, но присущий буржуазии нравственный кретинизм не даёт таковой различить театр и кабак. Я и сам не склонен к ариям в стиле «храм искусства», но на «Любовном» в исполнении михайловцев удивился, ибо стал свидетелем невиданного: самую распопсовую песенку из данной оперы Кудря бисировал! 

Думаете, совсем уж по своему произволу пошёл он на поводу зала, привыкшего, кажется, больше швырять деньги в ресторанный оркестр, нежели пытаться вступить со сценой в союзные отношения? Я вот думаю, что без высочайшей санкции это было бы невозможно. Более того, почти уверен, что приказ «повторить в случае чего» был недвусмысленным.
Меня лично от бисирования тошнит, а ведь я не брезгливый…
После подобного «двойного удара» лица соседей, вызывающие ассоциации с криминальными авторитетами, выглядели адекватно. Чё там… 

Но! Повторяю для тех, кто не понял: я не утверждаю, что Михайловский театр плох. Нет, в том, что я увидел, он хорош. Как хорош и профессионален сам по себе Chelsea FC. Только хозяин последнего не хочет сделать с русским футболом то, что происходит с мировым, а хозяин первого ничего пока не способен сделать для того, чтобы с мировой оперой произошло то же, что случилось с балетом. Что и требовалось доказать.
Про балет, кстати, тоже когда-то сомневались… 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS