Витебский живописец Олег СКОВОРОДКО отметил своё шестидесятилетие. Художник часто выставляется в Витебске и Минске, хорошо известно его творчество и в России. В Смоленске и Пскове за последние пять лет прошло несколько его персональных выставок, работы закуплены Смоленским и Вологодским художественными музеями.
Олег Сковородко обладает собственным творческим почерком и взглядом на мир, его работы отмечены буйством красок, напряжённой композицией, живой связью с природой. Художник исследует жизнь вокруг себя: рисует деревни с архаическими деревянными домами; огромные тотемные деревья, над которыми расстилаются белые скатерти-облака; панорамные пейзажи, окрашенные нежными цветовыми сочетаниями; натюрморты с классическими атрибутами вещественного мира, среди которых цветы, овощи, фрукты, зелень, керамика... Его картины отличает фактурность, материальность, формальная стилизация, образный символизм. Олег Сковородко не жалеет звучных аккордов, ему претит серость, спокойствие, вялость. Но он не преувеличивает контрастность цветовых сочетаний, смягчает напряжение полутонами, тенями. При этом уверенно и смело обобщает форму. Главным для него всегда было и остаётся стремление выразить любовь к близким людям и родному краю.
Художник живёт в постоянном диалоге со временем и с самим собой, он одновременно открыт миру и замкнут в себе. Его работы нельзя воспринимать прямолинейно. В станковых картинах он выстраивает сложные пространственные композиции, монументальные по звучанию, обобщённо-декоративные по пластическому решению. В них отражена жизненная философия автора, в которой основное место занимают вопросы сиюминутного и вечного, земного и небесного, прошедшего и сегодняшнего. «Всё, что не имеет традиции, становится плагиатом», – писал философ Эвхения д’Орс-и-Равира. Высказывание это особенно важно в отношении современного искусства.
В работах Олега Сковородко удачно соединяются наработки разных художественных школ, ощущается влияние модерна, импрессионизма, переложенных на почву белорусской действительности. Образная система произведений художника построена на чувственном и эмоциональном восприятии. Его живописные полотна наполнены сложными ассоциациями. Ещё студентом художественно-графического факультета Витебского педагогического института он рисовал деревенское раздолье, это романтическое царство с отличительной смысловой и цветовой поэтикой, условной композиционной организацией пространства полотна. Однако в картине «Осенние свечки» идиллическая, на первый взгляд, сценка с козой, пасущейся на лугу около деревенской женщины в платке, к которой льнёт с другой стороны грациозная косуля, воспринимается рассуждениями о магических символах, связывающих рождение и смерть человека.
Притягательность работ Олега Сковородко – в их балансировании между точностью формы, сюжета и абстрагированностью раскрытия этой формы. Что, кажется, может быть более конкретным, чем портрет? Художник схватывает сущность человека, но не передаёт её классически. Он идёт от эмоционального впечатления, от образа, который должен волновать, настраивать на размышления. Женщина, рассуждает художник, – это мгновение красоты, и его надо заметить, запечатлев хотя бы на полотне. Отсюда – нереально вытянутые, словно движущиеся, женские фигуры, длинные лебединые шеи, маленькие головки, обнажённые формы. Но в женских образах Олега Сковородко нет открытой эротичности. Это могло бы грубо разорвать флёр поэтического очарования, который придаёт каждой героине загадочность и притягательность.
Впечатляют его натюрморты с предметами деревенского быта, простые и неподдельно искренние, наполненные ощущением реального бытия. Но с особым чувством упоительной радости пишет Олег Сковородко пейзажи. Деревенские, с крутыми бесконечными холмами, которые помнит с детства. Городские, где улицы залиты загадочным светом фонарей, что лишает их будничности и излишней урбанизации. Пейзажи художника написаны словно с натуры, но в то же время наполнены собственными фантазиями и впечатлениями. Мастер переносит увиденное на холст, отсекая всё лишнее, второстепенное, временное. У людей исчезают лица, потом исчезают сами люди. Здания теряют окна, но приобретают отражения, вместа традиционного пёстрого неба – глухо закрашенная плоскость, а деревья становятся похожими на тени. В пейзажах для автора главным становится не содержание, а настроение. Олег Сковородко – не пленэрный художник. Он пишет свои картины согласно внутренним представлениям о вещах и людях.
В последние годы живописец отошёл от конкретности отдельной темы и сюжета, от локальности образного языка.
В его работах господствует свободная стихия цвета. Картины Олега Сковородко – своеобразные сложные «цветовые фантазии», где в необычных структурных соединениях прочитываются свежие пластические идеи. Художник оживляет природу, стремится построить композицию через одухотворённую пластику цветовых соединений. Его картины не назовёшь «симфониями», скорее – «джазовыми импровизациями».
Испытываешь особое удовольствие, когда разглядываешь фактуру работ Олега Сковородко. Обычно под фактурой понимают такое состояние поверхности, в котором она предстаёт нашему глазу и чувству. Сегодня это понятие намного шире – это некий «шум», который создаётся красками и воспринимается нашим сознанием. Полотна витебского мастера в большой степени располагают к этому: осязаешь золотые зёрна полотна, хрустящие белила, шорохи серого, бархатную глубину чёрного цветов, хриплые охры и неожиданно чистый, чуть холодноватый красный звук. Большие плоскости пронизаны линиями кисти, временами поверхность почти вскипает, но никогда не дробится.
Картины Олега Сковородко, безусловно, принадлежат к тем произведениям, что устанавливают новые масштабы в белорусском искусстве. Они создают особенный микрокосмос художника, способны достучаться до чувств и души даже неподготовленного зрителя.