Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Микрокосмос в стихии цвета

01 января 2007

ИСКУССТВО

ПавлиныВитебский живописец Олег СКОВОРОДКО отметил своё шестидесятилетие. Художник часто выставляется в Витебске и Минске, хорошо известно его творчество и в России. В Смоленске и Пскове за последние пять лет прошло несколько его персональных выставок, работы закуплены Смоленским и Вологодским художественными музеями.

Олег Сковородко обладает собственным творческим почерком и взглядом на мир, его работы отмечены буйством красок, напряжённой композицией, живой связью с природой. Художник исследует жизнь вокруг себя: рисует деревни с архаическими деревянными домами; огромные тотемные деревья, над которыми расстилаются белые скатерти-облака; панорамные пейзажи, окрашенные нежными цветовыми сочетаниями; натюрморты с классическими атрибутами вещественного мира, среди которых цветы, овощи, фрукты, зелень, керамика... Его картины отличает фактурность, материальность, формальная стилизация, образный символизм. Олег Сковородко не жалеет звучных аккордов, ему претит серость, спокойствие, вялость. Но он не преувеличивает контрастность цветовых сочетаний, смягчает напряжение полутонами, тенями. При этом уверенно и смело обобщает форму. Главным для него всегда было и остаётся стремление выразить любовь к близким людям и родному краю.

Зимний пейзажХудожник живёт в постоянном диалоге со временем и с самим собой, он одновременно открыт миру и замкнут в себе. Его работы нельзя воспринимать прямолинейно. В станковых картинах он выстраивает сложные пространственные композиции, монументальные по звучанию, обобщённо-декоративные по пластическому решению. В них отражена жизненная философия автора, в которой основное место занимают вопросы сиюминутного и вечного, земного и небесного, прошедшего и сегодняшнего. «Всё, что не имеет традиции, становится плагиатом», – писал философ Эвхения д’Орс-и-Равира. Высказывание это особенно важно в отношении современного искусства.

В работах Олега Сковородко удачно соединяются наработки разных художественных школ, ощущается влияние модерна, импрессионизма, переложенных на почву белорусской действительности. Образная система произведений художника построена на чувственном и эмоциональном восприятии. Его живописные полотна наполнены сложными ассоциациями. Ещё студентом художественно-графического факультета Витебского педагогического института он рисовал деревенское раздолье, это романтическое царство с отличительной смысловой и цветовой поэтикой, условной композиционной организацией пространства полотна. Однако в картине «Осенние свечки» идиллическая, на первый взгляд, сценка с козой, пасущейся на лугу около деревенской женщины в платке, к которой льнёт с другой стороны грациозная косуля, воспринимается рассуждениями о магических символах, связывающих рождение и смерть человека.

Притягательность работ Олега Сковородко – в их балансировании между точностью формы, сюжета и абстрагированностью раскрытия этой формы. Что, кажется, может быть более конкретным, чем портрет? Художник схватывает сущность человека, но не передаёт её классически. Он идёт от эмоционального впечатления, от образа, который должен волновать, настраивать на размышления. Женщина, рассуждает художник, – это мгновение красоты, и его надо заметить, запечатлев хотя бы на полотне. Отсюда – нереально вытянутые, словно движущиеся, женские фигуры, длинные лебединые шеи, маленькие головки, обнажённые формы. Но в женских образах Олега Сковородко нет открытой эротичности. Это могло бы грубо разорвать флёр поэтического очарования, который придаёт каждой героине загадочность и притягательность.

Впечатляют его на­­тюрморты с предметами деревенского быта, простые и неподдельно искренние, наполненные ощущением реального бытия. Но с особым чувством упоительной радости пишет Олег Сковородко пейзажи. Деревенские, с крутыми бесконечными холмами, которые помнит с детства. Городские, где улицы залиты загадочным светом фонарей, что лишает их будничности и излишней урбанизации. Пейзажи художника написаны словно с натуры, но в то же время наполнены собственными фантазиями и впечатлениями. Мастер переносит увиденное на холст, отсекая всё лишнее, второстепенное, временное. У людей исчезают лица, потом исчезают сами люди. Здания теряют окна, но приобретают отражения, вместа традиционного пёстрого неба – глухо закрашенная плоскость, а деревья становятся похожими на тени. В пейзажах для автора главным становится не содержание, а настроение. Олег Сковородко – не пленэрный художник. Он пишет свои картины согласно внутренним представлениям о вещах и людях.

РаздумьеВ последние годы живописец отошёл от конкретности отдельной темы и сюжета, от локальности образного языка.
В его работах господствует свободная стихия цвета. Картины Олега Сковородко – своеобразные сложные «цветовые фантазии», где в необычных структурных соединениях прочитываются свежие пластические идеи. Художник оживляет природу, стремится построить композицию через одухотворённую пластику цветовых соединений. Его картины не назовёшь «симфониями», скорее – «джазовыми импровизациями».

Испытываешь особое удовольствие, когда разглядываешь фактуру работ Олега Сковородко. Обычно под фактурой понимают такое состояние поверхности, в котором она предстаёт нашему глазу и чувству. Сегодня это понятие намного шире – это некий «шум», который создаётся красками и воспринимается нашим сознанием. Полотна витебского мастера в большой степени располагают к этому: осязаешь золотые зёрна полотна, хрустящие белила, шорохи серого, бархатную глубину чёрного цветов, хриплые охры и неожиданно чистый, чуть холодноватый красный звук. Большие плоскости пронизаны линиями кисти, временами поверхность почти вскипает, но никогда не дробится.
Картины Олега Сковородко, безусловно, принадлежат к тем произведениям, что устанавливают новые масштабы в белорусском искусстве. Они создают особенный микрокосмос художника, способны достучаться до чувств и души даже неподготовленного зрителя.

Наталья ШАРАНГОВИЧ

Обсудить в группе Telegram

Наталья Шарангович

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS