Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 сентября 2023 г.
Телеведение

Микулай и пустота

В прокате – психологический этнотриллер молодого татарского режиссёра Ильшата Рахимбая

06 сентября 2023
Иван Добронравов и Виктор Сухоруков в фильме «Микулай»

Обычно хорроры не отличаются особой глубиной, их задача – поиграть человеческими страхами. Особняком стоят фильмы, вызывающие острые ощущения другими приёмами, заставляя зрителя размышлять. «Микулай» именно такой. В фильме, как и в одноимённой пьесе современного татарского драматурга Мансура Гилязова, обозначены многие сложные проблемы: одиночество человека, не принимающего объективных обстоятельств своей судьбы и изменений в обществе, сохранение национальной идентичности, вымирание малых деревень с их неповторимым укладом и даже губительная для продолжения рода замкнутость небольших этнических сообществ с тесными родственными связями.

Действие фильма происходит в наши дни в удалённой от автомобильных трасс и железнодорожных путей кряшенской* деревне Саразкул. В ней нет электричества, телефонов, бытовой техники. Ни дорог, ни машин. Главный герой, пожилой, но крепкий мужчина Микулай (Виктор Сухоруков), говорит: «К нам сюда не то что трактор, танк не пройдёт». Днём деревня производит впечатление безлюдной, однако каждую ночь жители собираются вместе для отправления странного ритуала – они зажигают огонь на башне и водят вокруг неё хороводы. Главным распорядителем действа выступает Микулай. Его жизнь выглядит налаженной, он вполне счастлив с молодой беременной женой Начтюк (Екатерина Агеева), живы его пожилые родители... Но есть странности: Начтюк находится на 16-м (!) месяце беременности, а родители выглядят как слегка ожившие манекены, почти не двигаются и молчат.

Замкнутый мир Саразкула рушится, когда внезапно появляется взрослый сын Микулая Степан (Иван Добронравов). В беседах отца и сына приоткрывается прошлое главного героя. Родился Микулай в 1960 году, тогда же умерла его мать, отца забодал бык. Разве? Да вот же они, его старенькие папа и мама, сидят за столом. Друг-сосед давно погиб, случайно упав в погреб. Как же тогда он ездит по двору в инвалидной коляске? Когда-то давно случилась у Микулая любовь с красавицей Анфисой (Варвара Шмыкова), но она уехала в город, где у неё родился сын. Вот он, взрослый Степан, рядом с отцом в родной деревне, а его ли сын? Анфиса была любвеобильна, встречалась сразу с несколькими парнями, возможны варианты. Кто такой Степан-Ыштапан (так на кряшенский лад называет его Микулай), исчезнувший так же необъяснимо, как и появился, – человек или фантом?

Микулай живёт в параллельных мирах – реальном и вымышленном. Рассказывая Ыштапану (или самому себе) подлинную историю жизни, Микулай понимает, что эта правда разрушает его хрупкую зону комфорта. Последней каплей стало воспоминание о Начтюк, раскрывшее тайну гибели её и их детей и загадку страшных деревянных кукол, безмолвных обитателей деревни. Удары судьбы, обрушившиеся в далёком прошлом на Микулая, оказались невыносимы, и, чтобы не сломаться, заполнить душевную пустоту, он придумал себе параллельную жизнь, решил, что его миссия – поддерживать огонь маяка, чтобы пролетающие самолёты не сбились с курса. Тонкая ниточка, связывающая его с миром людей.

В фильме хватает жутковатых эффектов, многие из них достигнуты не компьютерной графикой, а психологическими поворотами, самой атмосферой непонятного. Все актёрские работы удачны. Виктор Сухоруков в своей неповторимой манере мастерски передаёт все нюансы состояния героя, погружающегося в тихий омут безумия. Участие в проекте актёра такого масштаба уже половина успеха, ему по силам раскрыть характер любой сложности. Сухоруков – лидер, но его партнёры показали себя вполне достойно. Прежде всего Иван Добронравов, его Степан-Ыштапан переживает ужас от полного непонимания происходящего, кошмарных видений, невозможности бежать из деревни, которая водит его по кругу. В гневе и отчаянии он из обычного городского парня превращается почти в демона. Екатерина Агеева показала Начтюк верной любящей женой, ласковой, но решительной. У Варвары Шмыковой (Анфиса) роль без слов: чувственная, свободная, она играет взглядом, жестами, телом, завлекая и соблазняя.

Работа оператора Юрия Данилова на высоте в прямом и переносном смысле. Впечатляют видовые съёмки с птичьего полёта – лес, холмы, окрестности деревни с башней-маяком и особенно река с колышущимися в ней водорослями (эти кадры вызвали невольные ассоциации с темой воды у Тарковского). Красиво снят огонь: свечи в доме Микулая и в церкви, огонь на башне, факелы. Органична музыка композитора Тимура Милюкова.

Рассказ об этой картине не передаёт ни её особую атмосферу, ни многослойность и запутанность сюжетных линий и смысловых метафор. Разгадки, как матрёшки, прячутся одна в одной, но причины таинственных и жутковатых событий и видений раскрываются не до конца. «Микулай» не просто этнотриллер, это серьёзная философская притча, заслуживающая зрительского интереса, обсуждения, полемики.

____________________________________________

* Кряшены – этноконфессиональная группа в составе татар Волго-Уральского региона. Исповедуют православие.

Людмила Смирнова

Тэги: Премьера Фильм
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS