Отечественная комедия «Миллиард» режиссёра Романа Прыгунова посмела потеснить (по срокам выхода на экран) двадцать второй фильм грандиозного проекта империи «Марвел» под душераздирающим названием «Мстители. Финал» (режиссёры – братья Энтони и Джо Руссо). Этим блокбастером предстояло проститься с героями, которые были властителями дум целого поколения планеты. Поколения, переключившегося от книг к комиксам и компьютерным играм, от фильмов Феллини, Тарковского, Бергмана к кинолентам про человеков-пауков и прочих супергероев.
В далёком 2008-м они ещё малыми детьми посмотрели первый фильм цикла, росли, воспитывались под присмотром его сказочных героев, и вот финал. Его ждали не только дети, но и вполне себе взрослые критики, приученные держать парус по ветру. В чём правда, брат? В миллиардах. Зрителей и долларов. Она в Голливуде. Конечно, фанатов у «Мстителей», герои которых в неравной борьбе с мировым злом его всё-таки побеждают, больше чем поклонников Романа Прыгунова, Владимира Машкова и Александры Бортич, Гелы Месхи и других актёров, играющих в нашем «Миллиарде». Они обвинили российское Министерство культуры в том, что оно подыгрывает нашему фильму, кощунственно задержав почти на неделю премьеру «Мстителей» в России.
И что же это за липовый «Миллиард», который вздумал встать на пути мирового шедевра, уже собравшего настоящий миллиард за неделю проката? Если «Мстители. Финал» нацелен на подростковую аудиторию и взрослых, задержавшихся в детстве, то криминальная комедия Романа Прыгунова рассчитана на самую широкую аудиторию. Это комедийный фильм-ограбление наподобие трилогии про друзей Оушена. К сожалению, жалкое подобие.
Сценарист Андрей Золотарёв поставил в центре сюжета миллиардера-мизантропа. Он жаден, бесчеловечен, ненавидит всех, и его ненавидят все. Особенно работники фирмы, которая ему принадлежит. Как, на чём этот Матвей Левин (Владимир Машков) разбогател? Видимо, не очень законными способами, потому что всё его состояние записано на друга-компаньона. Его убедительно сыграл режиссёр Дмитрий Астрахан, который стал более известен как актёр. Он замечательно играет жуликов, которые всех чрезвычайно ловко обманывают, но в итоге, как правило, бывают обмануты сами. Так вот, он внезапно умирает, его дочь-наследница по документам теперь владеет всем состоянием Левина и под аплодисменты офисного планктона увольняет его. Он остаётся один. Совсем один. Без людей и денег.
Вспоминает, что его донимали какие-то якобы его дети (биологический материал Левина в лихие 90-е растранжирил некий оборотистый врач). Допрос врача (Даниил Спиваковский) – один из немногих смешных эпизодов в фильме. Левин вовлекает в операцию по возвращению денег этих своих «детей Оушена»…
В американской криминальной комедии поражают выдумка, изобретательность и, так сказать, профессионализм грабителей. Изящество и юмор аферистов. Мы аплодируем, когда им удаётся перехитрить все супертехнологичные системы охраны объекта, принадлежащие негодяю, которого грех не ограбить. Так что его не жаль, а ловкачи-аферисты восхищают – такова американская традиция. У нас же она пока не сложилась и не прижилась, единственному, хотя в жизни последователей у него было много, подобному герою (Остап Бендер) миллион счастья не принёс.
Всё-таки у нас ещё пока не в деньгах счастье: даже если человек, укравший миллиард, даже ушедший от правосудия или откупившийся от него, даже поселившийся в каком-то райском месте и заживший в своё удовольствие, даже щедро жертвующий на спорт и благотворительность, восхищения не вызывает. Зависть, злобу – да, на основе истории обогащения успешное кино у нас создать трудно. Да, сценарист и режиссёр «Миллиарда» в финале вильнули в сторону семейных ценностей. По ходу ограбления банка в Монте-Карло, оказавшегося в итоге неудачным, в Левине просыпаются отцовские чувства к своим внебрачным детям. Но характеры их недостаточно прописаны, и они не вызвали никаких особенных симпатий, да и главный герой сочувствия не пробудил, хотя играет его сам Владимир Машков.
Всё же подражания, адаптации, старания угодить кому-то счастья в прокате не приносят и не принесут. Слава богу, уже появились наши фильмы, имевшие огромный успех. И секрет их не только в темах (победы в спорте, космосе и т.д.). Просто нужно быть ближе к жизни. Нашей жизни, нашей стране и нашему народу.