Свежайшая новость с информационной ленты. Давно не встречал курьёзнее. В Приморском крае больной пять часов держал в заложниках бригаду… «скорой помощи». Не спешите расплываться в улыбке – больной без лишних тараканов в голове, но с камешками в почке.
Сутки терпел колики. Врача и медсестру не выпускал из квартиры (так он объяснил) в отместку за то, что они добирались к нему более пяти часов. На всякий случай бедняга решил подстраховаться – когда ещё приедут, если вдруг снова прижмёт?!
От смешного до трагичного один шаг. Обратно путь заказан.
Премьер Владимир Путин предложил выплачивать по одному миллиону рублей подъёмных выпускникам медицинских вузов, рискнувшим поехать на работу в село. Идея благородная, вот только до конца ли всё продумано? Впрочем, хорошо уже то, что на эту судьбоносную для России проблему обратил внимание глава правительства. Значит, есть надежда…
В селе живёт около 30 процентов населения страны. Почти 50 миллионов в зоне риска! По самым скромным данным Минздравсоцразвития, отечественной деревне необходимо как минимум 66 000 земских врачей. Есть худо-бедно 40 000. (О работниках среднего и низшего медицинского звеньев цифры молчат, как под наркозом, будто можно обойтись без медсестёр, санитарок, сиделок…) Из этих 40 000 только чуть более шести процентов – врачи до 40 лет. (То есть люди относительно молодые. Молодые с хвостиком.) Остальные труженики в белых (не всегда свежих) халатах – тёти (и в редчайших случаях дяди) предпенсионного и пенсионного возраста.
И зацементировала их на своих рабочих местах не столько любовь к профессии «земского лекаря» (хотя и этого благородного посыла души отрицать нельзя), и уж тем более не зарплата в неполных 3000 рублей, а самое сильное и святое, что есть у человека, – его судьба. Земля предков. Привычка. Дети и внуки. Могилы родителей. Терпение…
Молодёжь как бежала из деревни, так и бежит без оглядки. Раньше (вспомним классиков) за карточный столик под засиженным мухами абажуром усаживались сельский учитель, поп, урядник да земский врач. Сейчас и «пулю» некому «расписать»…
Поманит ли новоиспечённого розовощёкого эскулапа, изнеженного родителями и городскими благами, в заброшенное, Богом забытое захолустье пряник в миллион рублей? Допустим, поманит. Куплен билет на поезд. Собран багаж, на 90 процентов состоящий (возьмём добросовестного, влюблённого в профессию врача) из медицинских справочников, атласов, конспектов, графиков, дисков с записью самых распространённых операций и процедур. Приехали в райцентр. А дальше? Ждём погоды. Распутица. Разговорились с местными. Какие диски? Какое УЗИ? Какая рентгеноскопия? Какая кардиохирургия? Хорош сквернословить, приезжий! Там, куда вы едете, не знают, что такое компьютер. Да и мобильник-то редкость!
А если серьёзно, то, по данным того же Минздравсоцразвития, до 90 процентов сельских клиник России не имеют центрального отопления, водопровода, канализации… В капитальном ремонте нуждается половина фельдшерских пунктов. Число районных больниц сократилось на треть. Среднестатистический сельский житель посещает врача менее пяти раз в год, тогда как среднестатистический горожанин – в два с половиной раза чаще. И не потому, что он значительно здоровее городского (напротив, много старше, натруженнее, а значит, и поизношеннее), а потому, что не к кому бедняге обратиться. В селе только (в лучшем случае) «фершал» (как говорила моя бабушка), а в район не доедешь.
И только ли в этом беда для молодого специалиста – в дремучей технической неоснащённости сельских больниц?! А то, что мы называем «молодёжной (да любой другой) инфраструктурой»? Куда он со своим миллионом в придачу? Купить навороченную «тачку»? (А куда на ней ездить? По каким хлябям? Кого в ней катать? Каких невест?) Поставить дом на высоком берегу? (Значит, навсегда привязать себя к этим красивым, но диким местам?) Отложить миллион в кубышку и мечтать только об одном: скорее бы свалить из этой дыры?
Тогда надо прописать законом срок, жёстко удерживающий «молодого миллионера» в деревне. И потом. Разве только врачей не хватает российской глубинке? А учителя? Инженеры? Технологи? Ветеринары? Им бы тоже пряник показать…
Словом, необходима ПРОДУМАННАЯ СИСТЕМА закрепления молодёжи на селе. Уточню – на доброй половине России.