Неизвестная, чужая,
Из походного шатра.
Всем близка и всем родная,
Милосердная сестра…»
Молодые голоса затянули старинную солдатскую песню и в зале затихли и даже стульями скрипеть перестали. Удивительная вещь: песню, написанную более ста лет назад, в годы Первой мировой, сегодняшние зрители слушали с придыханием, с комком в горле. Молодые музыканты из Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища выучили ее очень быстро — к презентации номинации «Эра милосердия» литературно-музыкального конкурса им.К.Р. И не просто выучили — прочувствовали сердцем. Вообще в этот день в Военно-медицинском музее, где проходила эта презентация, сердечного,душевного было много. Ведь речь шла о такой теме, о которой невозможно говорить и вспоминать без души: о милосердных сестрах. Именно в этом году отмечается 170-летие первого выхода российских сестер на театр военных действий.
...Это была непростая история. Идеологом идеи — призвать женщин на помощь врачам и раненым на фронте во время Крымской войны был великий хирург Николай Иванович Пирогов. Однако, император идее ход не давал: боялся адьюльтеров, «разврата на фронте». Помогла Великая княгиня Елена Павловна, жена Великого князя Михаила Павловича, хозяйка Михайловского дворца (ныне здание Русского музея). Она создала в домовой церкви Крестовоздвиженскую общину из женщин, желающих помочь фронту. Большинство этих женщин были высокого сословия. Женщины, привыкшие к балам, красивым нарядам, с детских лет обслуживаемые прислугой, отправились в грязь, кровь и боль страшной войны. Событие для того времени невероятное. Сейчас его в средствах массовой информации назвали бы настоящей сенсацией!. И первой отправилась Екатерина Бакунина,дочь губернатора Санкт-Петербурга. О вкладе этой женщины в дело сестер милосердия говорил с экрана о.Роман Манилов из Твери — он как никто знает историю этой замечательной женщины, ведь он смог сам создать в Твери ее музей.
Наверное, не каждый, читавший «Севастопольские рассказы» Толстого обращал внимание, что в описаниях жизни госпиталей, слово «сестры», «сестра» он выделял курсивом. Потому что не было тогда профессии медицинской сестры, так знакомой нам теперь. Не было еще и понятия о милосердных сестрах. И Лев Николаевич, который был участником той войны, свидетелем бескорыстной женской помощи раненым, хотел еще и заострить внимание на поистине подвижнической их деятельности.
Вот об этом — о милосердии, которое не может, не должно исчезнуть — задумывались организаторы литературно-музыкального конкурса-фестиваля им.К.Р. «Павловская звезда». Номинацию эту поддержал военно-медицинский музей, в котором хранится вся история сестричества. Но как же тут без музыки и стихов? Никому особо сейчас не надо объяснять, какое значение имеют поэзия, музыка, искусство в тяжелые для народа военные дни. А ведь еще в XIX веке и даже — в начале ХХ никому и в голову не приходило отправлять в войска поэтов и композиторов, чтобы они сочиняли тексты и музыку на темы защиты Отечества! Вот поэтому звучала в тот день самая разная музыка в исполнении молодых музыкантов Санкт-Петербургского музыкального лицея и одно из произведений имеет замечательную историю. Всем известные «Валенки!» Старшее поколение хорошо помнит песню в исполнении Лидии Руслановой, для которой песня стала брендом. Ведь с песней этой, цыганской песней, ставшей почти солдатской, греющей душу, вносящей оптимизм в сердца бойцов Русланова прошла до Берлина. И мало кто знает, что эта - такая радостная и задорная певица имела очень непростую биографию, в начале которой также было — сестричество. Да-да, 16-летней Лидия Русланова ушла на фронт Первой мировой - милосердной сестрой…
В этот день стихами вечер начался, стихами и закончился. Звучали стихи поэтов, победителей Международного молодежного конкурса им.К.Р. , который лег в основу «Павловской звезды»: Полины Кондратенко, Евфросинии Капустиной, Татьяны Селезневой. А также - представителей журнала «Z-поэзия» из Москвы. Возраст поэтов разный и стихи очень разные, но все они говорили об одном: милосердие не может закончиться, пока жив человек, Потому что это самое высокое человеческое чувство. И оно достойно поэзии. Организаторы конкурса «Павловская звезда» надеются, что тема найдет отклик в сердцах современных молодых авторов.
«Нам не дано предугадать как слово наше отзовется». Всем известна эта поэтическая строчка. Историческая память также - избирательна. Она сохраняет одни имена и замалчивает другие, хотя порой люди, их носившие, заслуживают не меньшей памяти и почтения у потомков. Но нам дано право и возможность — это слово ПРОИЗНЕСТИ, ведь есть такой замечательный человеческий инструмент как поэзия. Стихи написанные о какой-то конкретной сестре милосердия относятся и ко всем остальным. А написанные обо всех — относятся к каждой. И это будет лучший памятник всем этим женщинам, которые жертвовали собой в веке девятнадцатом, двадцатом, которые и сейчас жертвуют собой на поле боя. Женщины, без которых, наверное, не было бы побед, потому что никакая победа невозможна - без любви.
Полина Кондратенко
Милосердия двери отверзи
Чуток, зыбок покой земной тверди.
Пахнет миром вечерний левкой.
«Милосердия двери отверзи», —
тянет воинский хор полевой.
Утром рушатся стены на стены,
страшным грохотом небо прошив.
В гущу вспаханных тел, конной пены
я посеян — не мёртв и не жив.
На устах лишь — «печаль мою веси»
замирает последним рывком.
«Милосердия двери отверзи», —
я шепчу — и сжимающий ком
разошёлся. То руки иль крылья
унесли меня в трубном бреду?
В адском пекле, почудилось, был я —
очутился же в райском саду.
Милосердия двери отверсты,
вкус свинца, гул в висках позади.
Я дышу ароматами детства,
собирая гербарий в груди.
Что ж ты плачешь, сестрица, надрывно,
закрываясь крылом ли, рукой?
Отчего же наш хор заунывно
«Со святыми, — поёт, — упокой»?