Человек – царь природы! Дерзкое утверждение, принцип, руководствуясь которым человечество покорило планету. Достигнув самых дальних уголков земли, сумев покинуть её пределы, разгадав загадки мироздания, овладев невероятными источниками энергии, люди доказали – они владычествуют на этой планете по праву.
И только позже, начав пожинать плоды отваги, ума и силы, человек понял, что у воцарения на троне природы есть своя цена. В первую очередь тот факт, что теперь, вместе с властью пришла и ответственность за свой дом. Кто-то, как Сент-Экзюпери, понял это давно, а всех остальных, не задумавшихся об этом вовремя, ждут жестокие, безжалостные уроки, и сбежать с них на другую планету не удастся.
Экологическая тема, предупреждение, предостережение, в современном кино востребована широко и с разной степенью удачности реализуется как на большом экране, так и в телесериалах. Например, в «Чернобыле». Но в тени нашумевшего телефильма канала HBO остался не менее интересный фильм, также снятый по мотивам реальных событий, но не таких резонансных, как чернобыльская авария. «Горячая зона» – шестисерийный фильм о так называемом Рестонском инциденте, имевшем место в 1989 году. Тогда в одной из лабораторий компании Хэйзелтон, где располагался питомник макак-крабоедов, среди обезьян началась эпидемия неизвестного вируса, схожего с лихорадкой Эбола. Распространение вируса было остановлено, а впоследствии оказалось, что рестонский штамм Эболы не опасен для людей, в отличие от заирского, летальность которого во время эпидемий достигала 90%. Однако появление подобного вируса в густонаселённой части США вызвало у военных и ЦКЗ настоящую панику, ведь окажись рестонский вирус опасным видом Эболы – счёт жертв пошёл бы на миллионы.
По следам инцидента журналист «Нью-Йоркера» Ричард Престон сперва написал статью, а на её основе в 1994 году уже целую книгу, скорее художественного характера, чем документального, послужившую основой для фильма, рассказывающего две истории – о самом Рестонском инциденте и об открытии Эболы в 1976 году. Достаточно убедительно, благодаря неплохому актёрскому составу, изобразившему людей, стоящих на пороге невероятной по своим масштабам катастрофы и балансирующих между долгом и ответственностью за близких. По сути дела, все они те же самые ликвидаторы, что и в «Чернобыле», рискующие здоровьем и жизнью. Но в «Горячей зоне» совершенно иные акценты, ведь фильму, выходящему на канале «Нэшнл географик», не нужно бороться за рейтинг любыми способами, потому его создатели фокусируются не на катастрофе, оказавшейся ложной тревогой, а на вопросах взаимодействия человека и окружающей среды и его вмешательстве в сложнейшие, не до конца изученные механизмы природы. Драматизм этого фильма не показной и не надрывный, он неявный, скрытый, и вся его глубина становится понятной, только если задуматься о вопросах, поднятых в картине.
Главный из них и самый жестокий заключается в том, что в условиях реальной эпидемии сострадание, любовь, желание помочь и многие другие добродетели обратятся против человека, став его злейшими врагами. Всё, что скрепляет человеческое общество, на чём держатся принципы гуманизма, всё, что превращает нас из стада в социум, – всё это будет способствовать распространению вируса, монстра, который, воспользовавшись социальными связями между людьми, будет убивать, убивать и снова убивать. В этом весь ужас «Горячей зоны», в том, как отчётливо она демонстрирует ситуацию, где милосердие будет невозможным. Независимо от страны, от убеждений, от веры необходимость выживания человечества может потребовать заплатить невероятно высокую цену. Она будет измеряться не количеством погибших, а тем, насколько выжившие утратят человечность. Перед лицом вируса все оказываются равны: и африканцы, сжигающие дома вместе с больными, и американские ветеринары, устраивающие механическую, совершенно безжалостную бойню в питомнике. Но не от жестокости, а просто потому, что иного выхода нет.
И это уже не фантастика. Это реальность.
Николай Трябин