Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 августа 2019 г.
Телеведение

Милосердию здесь нет места

В тени «Чернобыля» осталась «Горячая зона»

07 августа 2019

Человек – царь природы! Дерзкое утверждение, принцип, руководствуясь которым человечество покорило планету. Достигнув самых дальних уголков земли, сумев покинуть её пределы, разгадав загадки мироздания, овладев невероятными источниками энергии, люди доказали – они владычествуют на этой планете по праву.

 

И только позже, начав пожинать плоды отваги, ума и силы, человек понял, что у воцарения на троне природы есть своя цена. В первую очередь тот факт, что теперь, вместе с властью пришла и ответственность за свой дом. Кто-то, как Сент-Экзюпери, понял это давно, а всех остальных, не задумавшихся об этом вовремя, ждут жестокие, безжалостные уроки, и сбежать с них на другую планету не удастся.

Экологическая тема, предупреждение, предостережение, в современном кино востребована широко и с разной степенью удачности реализуется как на большом экране, так и в телесериалах. Например, в «Чернобыле». Но в тени нашумевшего телефильма канала HBO остался не менее интересный фильм, также снятый по мотивам реальных событий, но не таких резонансных, как чернобыльская авария. «Горячая зона» – шестисерийный фильм о так называемом Рестонском инциденте, имевшем место в 1989 году. Тогда в одной из лабораторий компании Хэйзелтон, где располагался питомник макак-крабоедов, среди обезьян началась эпидемия неизвестного вируса, схожего с лихорадкой Эбола. Распространение вируса было остановлено, а впоследствии оказалось, что рестонский штамм Эболы не опасен для людей, в отличие от заирского, летальность которого во время эпидемий достигала 90%. Однако появление подобного вируса в густонаселённой части США вызвало у военных и ЦКЗ настоящую панику, ведь окажись рестонский вирус опасным видом Эболы – счёт жертв пошёл бы на миллионы.

По следам инцидента журналист «Нью-Йоркера» Ричард Престон сперва написал статью, а на её основе в 1994 году уже целую книгу, скорее художественного характера, чем документального, послужившую основой для фильма, рассказывающего две истории – о самом Рестонском инциденте и об открытии Эболы в 1976 году. Достаточно убедительно, благодаря неплохому актёрскому составу, изобразившему людей, стоящих на пороге невероятной по своим масштабам катастрофы и балансирующих между долгом и ответственностью за близких. По сути дела, все они те же самые ликвидаторы, что и в «Чернобыле», рискующие здоровьем и жизнью. Но в «Горячей зоне» совершенно иные акценты, ведь фильму, выходящему на канале «Нэшнл географик», не нужно бороться за рейтинг любыми способами, потому его создатели фокусируются не на катастрофе, оказавшейся ложной тревогой, а на вопросах взаимодействия человека и окружающей среды и его вмешательстве в сложнейшие, не до конца изученные механизмы природы. Драматизм этого фильма не показной и не надрывный, он неявный, скрытый, и вся его глубина становится понятной, только если задуматься о вопросах, поднятых в картине.

Главный из них и самый жестокий заключается в том, что в условиях реальной эпидемии сострадание, любовь, желание помочь и многие другие добродетели обратятся против человека, став его злейшими врагами. Всё, что скрепляет человеческое общество, на чём держатся принципы гуманизма, всё, что превращает нас из стада в социум, – всё это будет способствовать распространению вируса, монстра, который, воспользовавшись социальными связями между людьми, будет убивать, убивать и снова убивать. В этом весь ужас «Горячей зоны», в том, как отчётливо она демонстрирует ситуацию, где милосердие будет невозможным. Независимо от страны, от убеждений, от веры необходимость выживания человечества может потребовать заплатить невероятно высокую цену. Она будет измеряться не количеством погибших, а тем, насколько выжившие утратят человечность. Перед лицом вируса все оказываются равны: и африканцы, сжигающие дома вместе с больными, и американские ветеринары, устраивающие механическую, совершенно безжалостную бойню в питомнике. Но не от жестокости, а просто потому, что иного выхода нет.

И это уже не фантастика. Это реальность.

Николай Трябин

 

Тэги: Премьера Николай Трябин Горячая зона
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS