Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Министр несогласия

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Ролан Быков. Я побит – начну сначала!: Дневники. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 751, [7] c.: ил.

На какой-то очень правильный, домашне-интимный, неспешный тон настраивает уже вынесенное в начало содержание.

Маленькая коричневая тетрадь. 1958–1960… Узкая бордовая тетрадь. 1975… Толстая квадратная тетрадь (цветная обложка). Конец 1981 – 1-я половина 1982… Чёрная с картинкой тетрадь. 1989–1990; 1994–1995…

Ролан Быков, оказывается, вёл дневник на протяжении всей своей жизни начиная с 15 лет. Не все из этих «тетрадочек» («тетрадочки мои» – так он сам их называл) сохранились, но те, что подготовила к печати и прокомментировала вдова замечательного артиста и режиссёра Елена Санаева, составили в итоге весьма увесистый том в 750 страниц.

Дневниковый жанр не причислишь к «топовым»: всё-таки это чтение на любителя. Но для истинных ценителей исповедально-хроникальной словесности быковский многолетний внутренний монолог, полагаем, вполне способен отныне занять почётное место если и не на «золотой», то уж как минимум на «серебряной» полке. Порукой тому, кроме собственно масштаба личности, – степень искренности, точность интонации, эмоциональный фон. Быков, кажется, стопроцентно честен перед самим собой и делает свои записи, нисколько не рисуясь и не кокетничая, явным образом без расчёта на будущих публикаторов и читателей. Другое дело, что незадолго до смерти он задумал книгу, которую решил назвать «Путешествие по дневникам», и начал работать над выписками и организацией текста. (Когда-то, в ранней юности, подражая Бенджамину Франклину, я завёл дневник, – так она должна была начинаться. – Мне хотелось выработать характер – недовольство собой было главным мучением тех лет, так и по сей день.) Как и множество иных разнообразнейших замыслов, он остался неосуществлённым.

Вообще тема взаимоотношений, борений, сопротивления «прожорливому времени» – одна из узловых, проходящих через десятилетия и тетради красной нитью. Годы не вёл я дневник. Сколько воды утекло, что со мною будет? – восклицает студент Щукинского училища Быков, ещё не перешагнувший рубежа 22-летия. И всё это требует огромного времени и огромных сил, – подводит он черту под списком поставленных перед собой целей в год своего 65-летия.

По мере чтения перед нами всё отчётливее вырисовывается, во-первых, человек, неизменно наполненный планами и идеями, во-вторых, индивидуум, много и напряжённо размышляющий (не только о собственном творчестве или о проблемах искусства как такового, но и о материях социально-политических, о – как бы это напыщенно ни звучало – судьбах Родины), и, наконец, в-третьих, настоящий боец. Скольких сил стоила ему практически непрекращавшаяся борьба – борьба за собственные картины (одна многомесячная эпопея с выпуском на экраны «Чучела» чего стоила – по мнению его создателя, фантасмагория, да и только!), борьба за детский кинематограф, идее которого Быков служил действительно рыцарски беззаветно, борьба за нравственность и духовность, за культуру, где он себя ощущал на передовой. В уже упомянутых намётках к «Путешествию по дневникам», ставших теперь постскриптумом к опубликованному своду, есть такой абзац, который хочется привести целиком:
Однажды мой родной брат, профессор и доктор наук, с убеждением высказал: «Нужны новые утопии!» Я тогда с грустью ответил: «Может, время утопий и пришло, да время утопистов кончилось», но оказался не прав. Я гражданин Гринландии, утопической страны культуры, искусства и просвещения. Она расположена в Санкт-Петербурге, и её территория занимает один квадратный метр. Главная фигура государства академик Д.С. Лихачёв. У меня даже есть государственный пост, который я сам себе придумал, – министр несогласия: я не согласен со всем, что не так, а всего – много.

Да, порой это несогласие переходило, что называется, на личности, выливаясь в слова достаточно жёсткие. Пародист Иванов капризен и неприятен. Мигуля – тёмен, как дикий зверь. (Это о своих коллегах по культурному десанту на «Кубок Канады» 1981 года: «неистовый Ролан», как его называли друзья, был также и неистов во всём, включая спортивное боление.) Здесь, конечно же, не может не возникнуть вопрос: насколько корректна сегодня публикация без купюр и отточий в фамилиях всех куда как нелицеприятных слов по адресу людей, в том числе ныне живущих? Но нужно заметить, что вызваны быковские инвективы всем, чем угодно, но только не завистью и не ревностью к чьим-то успехам и славе. А кроме того, в соседних записях он то и дело выступает столь же резко и безжалостно и по отношению к себе. Просто он был настоящим максималистом (каковых в наши дни почти не осталось, в особенности в искусстве). Высшей мерой и единственным оправданием в деле, которому он служил, был для него талант. Натуральных талантов так же не хватает, как натуральной кожи.

Сегодня Ролана Быкова нам не хватает особенно сильно. По прочтении его дневников это осознаёшь с особенной силой.

А.В.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS