А по мне, очень зря мы в последние дни столь дружно возопили против министра А.А. Авдеева. Дескать, в отставку его за череду поспешных, непродуманных кадровых решений… Глубже нужно на вещи смотреть, господа! Тут ведь не с импульсивным художником имеем дело – в кои-то веки возглавил департамент муз, возможно, единственно спасительный для него дипломат со стажем. То есть человек, у которого в крови – не иначе – привычка раз семь отмерить, прежде чем совершить решительный взмах. В Театре им. Евг. Вахтангова министр вначале вроде как негласно практически уже снял с поста худрука гражданина Литвы Р. Туминаса, а затем гласно извинился перед ним и предоставил карт-бланш ещё на год (и придя на прогон готовящегося спектакля «Дядя Ваня», не будучи специалистом в театроведении, заранее предрёк этому «великолепному переосмыслению» успех «оглушительный»). Не говорю уже о наделавшей столько шума гитисовской истории, когда ректором театральной академии был внезапно назначен некто Ю. Шерлинг, персона с репутацией более чем сомнительной, – назначен, с тем чтобы быть уволенным спустя пару дней (правда, с куда как внушительной денежной компенсацией). Так что же это, задаюсь я вопросом: непрофессионализм, полное непонимание ситуации, глупость?.. Нет и ещё раз нет!
Вы посмотрите, благодаря чему происходила и в том и в другом случае т.н. «победа здравого смысла». Всё правильно – вследствие коллективных писем «наверх», невероятного повышения активности заинтересованных масс и трогательного единения перед лицом надвигающейся «опасности». Которую министр как опытный дипломатический работник заранее провидел и провоцировал. Ну кто бы ещё и каким иным способом сумел так стремительно и мощно расшевелить это сонное театральное царство, дать ему враз ощутить себя, как написала одна из газет, полноценным гражданским обществом?
То ли ещё будет! Нынче уже и музейно-художественный мир бурлит, взбудораженный грядущим уходом директора Третьяковки, и цирковые поднимают голову, разбуженные жёстким министерским «наездом» на главу Роcгосцирка… Из всех искусств, как ни крути, для нас сегодня важнейшим стало тонкое искусство дипломатии. Равно удачно использующее и кнут, и пряник, и лишь только на первый взгляд абсурдные приказы. Будировать, ошарашивать и принуждать реагировать действием – благороднейшее занятие, в которое с головой погрузился министр культуры.
Гр-н
культуролог со стажем