Совсем недавно Михаил Мишустин внёс изменения в полномочия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Теперь оно займётся ещё и государственной политикой в сфере литературной деятельности. Это вполне логично. После бесшовного, по словам президента РФ Владимира Путина, вхождения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в состав министерства лучшие специалисты в области издательской деятельности, в сфере координации литературных проектов сосредоточены в данном ведомстве. Что думают об этом событии писатели, культуртрегеры, издатели?
Дмитрий Ицкович, издатель, основатель «Объединённого гуманитарного издательства»:
– Когда говорят о государственной поддержке в области литературы, то ведь не сразу понятно, что имеется в виду. И вообще нужна ли она?
Литература – это большой и сложно устроенный комплекс. Тут от личных творческих амбиций до книготорговых сетей, от интернет-публикаций до международных выставок, от школьного образования до дерзких флешмобов – множество сложных цепочек и связанностей.
В литературе самые консервативные устои, связанные с языковыми и общекультурными нормами, переплетаются с новой экономикой и креативными индустриями. Литература – это по-настоящему массовое творчество (миллионы людей, публикующихся на интернет-ресурсах), и Великая Классическая Русская Литература – одно из главных наших национальных достояний. Это первые стишки едва научившегося говорить человека и академические институты, издающие комментарии к полным собраниям сочинений.
А ещё это более 60 национальных литератур народов России, разнообразных и прекрасных. А ещё это конституционное право граждан на творчество на своём языке, на материнском, первом языке.
То есть мне кажется, что нужна.
И то, что господдержкой в области литературы будет заниматься Минцифры, – это хорошо. По трём причинам.
Первая – что основной акцент будет сделан на индустрии и технологиях, а творчество и амбиции останутся у самоорганизующихся сообществ и в рынке.
Вторая – что развиваться будут новые формы доступности и акцент на новую экономику будет сделан. Тем самым будут совершенствоваться механизмы доступности и творческие инструменты.
И третья – что коллектив государственных менеджеров Роспечати, доказавших свою компетентность, органично продолжает свою работу и то многое, что было сделано за последние годы, будет приумножено и получит ещё одно измерение.
Так что голосую за развитие.
Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир»:
– Тревожная и/или ироническая реакция, вполне неизбежная, вызвана, мне кажется, чисто языковыми причинами: МинЦИФРЫ будет отвечать за литературу, то есть за Слово. (Сразу вспоминается известное стихотворение Николая Гумилёва – как раз о цифрах и словах.) Но организационно всё логично. Сначала у нас было Министерство связи, а при нём – Федеральное агентство по печати. Потом Минсвязь трансформировалась в Минцифру, а при Минцифре осталось всё то же Федеральное агентство. Потом Федеральное агентство упразднили, а точнее – втянули его внутрь Минцифры (а куда же ещё?). Кого теперь обязали отвечать за литературу? Минцифры.
А какие тут варианты? Министерство культуры? Допустим. Но тогда возникло бы структурное противоречие: литература как творческая деятельность (допустим, это Минкульт) была бы отделена от бумажного и электронного книгоиздания, издания бумажных и электронных литературных журналов (а это сфера, конечно, Минцифры). Странно и неудобно.
Значит, Минцифры. Как главный редактор литературного журнала я надеюсь, что министерство будет продолжать и развивать программу ежегодных грантов (социально значимых проектов), осуществлявшуюся ранее агентством. Скажу прямо: мы – «Новый мир» – хоть и трудно, но пока существуем именно благодаря этим грантам. Как и многие журналы нашего формата.
В государственной поддержке нуждаются книгоиздание и книгораспространение. Второе даже важнее. Думаю, что большинство – на первый взгляд издательских – проблем упирается на самом деле в проблемы книготорговли. Издать сегодня легко. Дальше-то что с этим изданным делать? (Смайлик.) Но книгораспространение сегодня не в ведении Минцифры.
А что касается поддержки самих писателей, писательских союзов... О, это больная тема, требует отдельного разговора. Во всяком случае, я не разделяю упований моих коллег на официальное узаконение профессии «писатель». Может, и узаконят. Но не буди лихо, пока оно тихо.
Михаил Бутов, председатель Совета экспертов Национальной литературной премии
«Большая книга», заместитель главного редактора журнала «Новый мир»:
– Ну а чем, собственно, литература хуже кино, театра и, скажем, спорта? Если можно снимать при государственной поддержке фильмы и тем более содержать спортивные команды, отчего не издавать романы и не поддерживать периодические литературные издания? Несправедливо. Литература нуждается в государственной поддержке потому, что больше ей эту поддержку получить просто неоткуда. Что касается «перехода литературы» в цифровое министерство – я думаю, хорошо, что литературу не отдали Министерству культуры. В конце концов, литература «переехала» вместе со всем комитетом, с которым у нас было многолетнее и продуктивное сотрудничество по многим направлениям. Хочется надеяться, что от перемены направления суть и качество этих взаимодействий не переменятся в худшую сторону.
Георгий Урушадзе, генеральный директор Национальной литературной премии «Большая книга»:
– Невозможно подвергнуть сомнению необходимость господдержки российского книгоиздания, особенно детского и регионального. Да и крупные литературные фестивали нуждаются в попечении. Поддержки требует и участие России (часто на правах почётного гостя) в международных книжных ярмарках по всему миру.
Может возникнуть вопрос: кто от имени государства должен оказывать такую услугу великой русской словесности и героическому российскому книгоизданию? Название органа власти не так важно, на мой взгляд (хотя Роспечать справлялась с этими задачами идеально). Важнее, чтобы этим занимались люди, за последние двадцать лет доказавшие умение эффективно действовать и по-настоящему любящие литературу.
Валерий Попов, глава Союза писателей Санкт-Петербурга:
– Я думаю, что подключение многих писательских проблем к Министерству цифрового развития – всего лишь очередной этап в развитии литературы. Она поглотила много эпох и оставила интересные книги о каждой из них. Наша задача – продолжить эту традицию и в эпоху цифры – почему нет? Писатели, конечно, обожают буквы. Но и цифры мы тоже любим, особенно когда они показывают суммы, поддерживающие литературную жизнь: книгоиздание, литературные мероприятия, существование союзов писателей. Буквам без цифр будет трудно. Но и цифрам без букв будет скучно – исчезнет прекрасная картина мира.
Помню, я ездил в ночное на лошади по кличке Буква. Почему-то выбрал её – и не ошибся. Надеюсь, что и Цифру мы оседлаем, не надо робеть. Ведь Цифра – это всего лишь очередной наш «носитель», а наездники – мы. И всё в конечном итоге зависит от нашего мастерства.