У русскоязычных телезрителей, желающих услышать родной язык, в отличие от телезрителей немецких выбор небольшой. Самые доступные российские каналы за рубежом – это «РТР-планета» и Первый канал, синхронно развлекающий как российскую, так и зарубежную аудиторию дорогостоящими фанерно-гламурными шоу, словно руководствуясь принципом пусть «веселится и ликует весь народ».
Визитная карточка телеканала «Россия», программа «Вести», является одновременно и гвоздём программы канала «РТР-планета». Без «Вестей», да и без программы «Время» картина мира действительно неполная. Вечерние «Вести» в Западной Европе выходят в эфир в 18 часов, опережая таким образом главные вечерние выпуски новостей, по крайней мере на немецких каналах. А вот программа «Время», годами шедшая из-за разницы во времени в 19 часов, перенесена теперь на 21 час. Психологически трудно отделаться от впечатления, что это уже не совсем свежие новости.
В прайм-тайм, наступающий вскоре после вечерних новостей, канал «РТР-планета» ведёт себя странно. Он или демонстративно уходит от сегодняшней российской реальности, потчуя зрителя сеансами повторного фильма, а также документальными лентами на отвлечённые темы, порой интересными, но редко актуальными, или крутит бесконечные сериалы, временами настолько убогие, что делается стыдно смотреть на подобные муки творчества. Особняком стоит галлюциногенный «Субботний вечер». Это особый шик – не попадать губами в фонограмму на крупных планах.
Что касается интересных публицистических и информационно-аналитических программ, то «Пятая студия» в 20.15 совпадает по времени с началом показа голливудских блокбастеров по немецкому телевидению. «Специальный корреспондент» в 19.05 по воскресеньям – с очередным развлекательным шоу Первого канала. «Тем временем» – идёт в воскресенье около пяти вечера, когда нормальные люди проводят время с детьми, а не сидят перед телевизором. Кстати, узнать на сайте канала «РТР-планета» конкретные темы форматов канала «Культура», которыми обильно разбавлена сетка зарубежного вещания телеканала «Россия», невозможно. Кроме того, некоторые форматы производят до того элитарное впечатление, что не следящему за московской культурной тусовкой зрителю не понять, кто там и о чём говорит. Голоса регионов огромной страны вне новостей не слышно совсем. Подобная концепция зарубежного вещания чем-то напоминает салат оливье – в него, как известно, можно порезать всё без разбора, и упаси бог спросить про рецепт.
А ущербность рецепта становится очевидна уже при анализе аудитории. Русскоязычные каналы смотрят не только выходцы из России, но и те, кого принято называть «рождёнными в СССР». У большинства из них нет возможности часто ездить в Россию, где они подчас иностранцы, неоднозначно и их отношение к политике. Но они сознают, что Россия сегодня – единственная хранительница их родного языка. Сознаёт ли это российский государственный канал, равно как и свою роль агента гуманитарного влияния? Причём влияния осторожного, тонкого. Тем более что совсем недавно в СМИ так много говорилось о создании фонда «Русский мир», призванного стать проводником русской, российской культуры и мысли. Параллельные миры?
Понятно, что людям пенсионного возраста, волею судеб оказавшимся в дальнем зарубежье, интересны передачи о «прошлой жизни» и повторы старых фильмов, ибо премьер «РТР-планета» не показывает, всякий раз ограничиваясь лишь объявлениями в «Вестях». Так было, например, с «Ликвидацией».
Но у них есть внуки, родившиеся, во-первых, уже после распада Советского Союза, а во-вторых, западнее его границ. Они уже не связаны с русским миром пуповиной памяти о прожитом. И каждый день по крупице они неумолимо теряют интерес к России, отмахиваясь от назойливых попыток родителей хоть как-то этому противостоять: «А что там интересного?» Пара викторин, насквозь фанерный, от декораций до персонажей, сериал «Своя команда» про школьную баскетбольную команду. От такого количества павильонных съёмок клаустрофобия может начаться.
А ведь Россия, извините за банальность, большая, красивая страна, словно созданная для преодоления природных препятствий и для натурных съёмок. У детей, да и не только у них, появляется блеск в глазах, стоит им лишь услышать о поисках, загадках, приключениях и странствиях. Советское телевидение дало моему поколению «Бронзовую птицу», «Гостью из будущего», «Приключения Электроника» и «Неуловимых мстителей», позже программу «Взгляд». Нашим детям вне зависимости от того, где они растут, в Европе или в России главные каналы страны предлагают криминальные сериалы и мелодрамы.
Пару лет назад немецкий канал ZDF сделал документально-приключенческую серию о нескольких немецких семьях, согласившихся провести зиму без благ цивилизации в избах на берегу Байкала – «Где звезда с звездою говорит» (перевод мой). Получились хроники эмоциональных падений и взлётов, слабости и стойкости, смятения и преодоления себя на фоне бесстрастного стоического величия скованного льдом Байкала.
Репортажи о России, не всегда объективные, порой следующие стереотипам, периодически появляются в вечернем эфире многих немецких каналов. Кстати, феномен современной российской действительности заключается в том, что их содержание очень быстро перестаёт быть актуальным. Но сделаны они профессионально, в современной, «цепляющей» манере. Понимаешь, что содержание хромает, а всё равно смотришь, ощущаешь пульс страны, видишь, какая она огромная, какая разная в ней жизнь, даже начинаешь пугаться «русских страстей» вместе с европейцами. Но от боязни необъятного пространства есть хороший рецепт: переключиться на зарубежное вещание российских каналов. И зияющий космос, имя которому русский мир, мгновенно сокращается до размеров Останкино. Вот такие минуты славы.
, соб. корр. «ЛГ», ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА