Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Библиосфера

Мир как воображаемая Cловесность

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Юрий Степанов. Мыслящий тростник. Книга о «Воображаемой Словесности»: Научное издание. – Калуга: Издательство «Эйдос», 2010. – 168 с. – 250 экз.

Академик Юрий Степанов, известный языковед и культуролог, создатель современной концептологии, на этот раз выступает в необычном жанре, который трудно обозначить на карте нынешней словесности. Что за книга перед нами? Свод изящных эссе о прошлом и настоящем? Томик философических раздумий или мемуарная проза? И то, и другое. По определению самого автора, это «некий организм, постоянно развивающийся в контактах с товарищами по научной работе», дань которым он отдаёт в предисловии к книге. В целом её можно представить как диалог с «собратьями по разуму», среди которых не только современники академика, но и – Паскаль и Декарт, Л. Толстой и Достоевский, Пруст и Газданов, Лосев и Соловьёв… Диапазон достаточно широкий. Однако эклектики автору позволяет избежать некое объединяющее начало, исток которого следует искать в его собственном мировоззрении – весьма своеобычном и не каждому доступном.

Очевидно, главное здесь – умение этого академического учёного сопрягать абсолют и жизненную материю. В начальных главах, где Ю. Степанов пытается вывести формулу экзистенции – «Я существую», – появляются живые страницы, документально раскрывающие абстрактную, кажется, формулу «экзистенционал с человеческим лицом». По сути, перед нами – изящно упакованные в философскую оболочку мемуары о лицах и ликах прошлого: врезавшийся в детскую память легендарный лётчик-герой Виктор Талалихин, подвижники науки и культуры и среда их «обитания» – Московский государственный университет, библиотека с редкими изданиями, национальные музеи-заповедники…

На развороте первого раздела «Под знаком экзистенционала» – панорамная фотография Москвы-реки с видами Воробьёвых гор. Отмечая места студенческих встреч и клятвы Герцена и Огарёва, автор отмечает и «бровку», на которой, по мысли В. Мухиной, должна была стоять после триумфа в 1937 г. её скульптура «Рабочий и колхозница». Такие знаковые моменты, согласно замыслу автора книги, и составляют – вместе с явлениями литературы, философии, искусства и самой жизни – загадочный материк «Воображаемой Словесности», вполне, добавим, отвечая знаменитой формуле ХХ века: «Мир как Текст».

В целом книга состоит из пяти разделов, каждый из которых представляет ту или иную грань развёртывающейся перед нами умозрительной панорамы. Если первый посвящён проблеме переживания существования, экзистенции – через духовный опыт Л. Толстого, Достоевского, Пруста и др., то второй «Под знаком «Логоса» – словесно-творческим принципам осмысления экзистенции, а также проблеме свободе воли как свободе выбора у В. Соловьёва и А. Лосева; третий – «Под знаком «Изоса» – искусству как второй реальности в сопряжении со словесностью; четвёртый – «Под знаком «Антилопы» и «Химер» – феномену «маловысокохудожественной» литературы, «что развивается рядом с Великой Российской Словесностью как прислонившаяся к Великой» (т.е. речь идёт о таком распространённом явлении, как словесность второго, третьего и др. рядов, которая не может существовать без опоры); пятый – «Под знаком «Притихло» и «Гайто Газданов», где соединение двух величин, картины Н. Дубровского «Притихло» и прозы русско-осетинско-французского писателя-эмигранта, отражает состояние русского мира в период (пред) революционных перемен.

Однако, как бы ни был широк и значителен привлекаемый автором жизненный и художественный контекст, наибольшее место в его книге уделяется русской словесности, что позволяет назвать «Мыслящий тростник, или Книгу о «Воображаемой Словесности» своеобразной историей литературы – в контексте живописи, музыки, скульптуры и др. Хотя сам автор со свойственной ему поисковой активностью ставит здесь предупредительный знак: по его мнению, это всё-таки «нечто иное, что, может быть, не имеет ещё специально «исторического названия» – история «русской жизни»… Впрочем, под сей экзистенциональный слоган можно подвести и его знаковый словарь русской культуры «Константы», и другие его книги и статьи, посвящённые загадочной субстанции – «Воображаемой Словесности»…

Алла БОЛЬШАКОВА

Обсудить в группе Telegram

Алла Большакова

Большакова, Алла Юрьевна (р. 3. 09. 1956) Ро... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS