Нам предлагают новый закон о защите граждан и детей от домашнего насилия. Хотя в нашем законодательстве существуют достаточно серьёзные законы о наказании за физическое насилие в семье, но проект нового закона предлагает наказание уже и за психологическое насилие с причинением психологических страданий.
Для того чтобы объективно оценить необходимость такого закона и все последствия его применения, следует прежде всего обсудить, каким образом и по каким причинам создаётся в человеческом обществе собственно семья, т.е. законодательно утверждённый союз конкретного мужчины и конкретной женщины. Как свидетельствует история человеческой цивилизации, переход общества к созданию семьи и закрепление за ней обязанностей и ответственности за содержание и воспитание детей были несомненным шагом вперёд в эволюции человека от первобытного стада к более осознанным отношениям между полами. При этом из художественной литературы всех европейских и российских народов знаем, что выбор мужа или жены обычно происходил по чистому расчёту. В высших кругах общества и на уровне так называемого теперь среднего класса выбирали по богатству и знатности, а среди крестьян, кроме богатого приданого, хотели получить ещё работницу в свою семью. При этом чувства женщины, да обычно и чувства мужчины, их взаимное физиологическое влечение друг к другу в расчёт не принимались. В народе говорили: «Стерпится – слюбится». Возникавшие вследствие этого психологические и сексуальные коллизии, собственно, и служат содержанием почти всех литературных произведений, возможно, именно они и послужили причиной возникновения художественной литературы и поэзии.
В наше время мало что изменилось в принципах, по каким люди создают свои семьи. При этом надо учитывать ещё то обстоятельство, что большинство женщин не имеют возможности сами выбирать себе мужа, а выходят замуж за того единственного, кто выберет их. Поэтому отношение женщин к мужу чаще всего строится не на любви и сексуальном влечении, а лишь на желании выйти замуж, а также на естественном стремлении нормальной женщины иметь детей и опору в лице мужа, чтобы их вырастить. Как сказала мне одна моя знакомая: «Тебе хорошо, у тебя хороший муж, ты попользовалась!»
Вот это отношение женщин к мужу, чтобы «попользоваться», а не любовь и хотя бы забота и внимание к нему, и приводит к семейным трагедиям, когда мужики начинают пить от тоски или встречают со временем другую женщину, которая, как им кажется, действительно любит их, а не собирается ими пользоваться.
Также семейные трагедии часто возникают в том случае, когда женщина хитростью пытается женить на себе попавшегося ей мужчину и прибегает к шантажу, если ей удаётся спровоцировать его на сексуальную близость и поставить перед фактом, что она беременна от него. Мужчин для этого часто просто подпаивают или выбирают неопытных мальчиков. Ни к чему хорошему в семейной жизни это не приводит, а мужчины обычно просто начинают пить, чему я сама была свидетельницей.
При этом надо отметить, что многие мужики, особенно русские, отличаются простодушием и бесхитростностью в отношениях с женщинами и последние по своему расчёту могут легко спровоцировать их, напоив алкоголем, на скандал, даже с применением физического насилия. Такие случаи происходят нередко, когда женщина по меркантильным или иным причинам хочет избавиться от мужа. Я знаю примеры таких ситуаций, когда жёны ухитрялись посадить своих мужей в тюрьму, спровоцировав подвыпившего мужа на скандал, чтобы ущемить его права на жилплощадь.
Нам не следует копировать законы о противодействии семейному насилию, существующие в Скандинавских и некоторых других европейских странах, ещё и по той причине, что наши народы, проживающие в РФ, живут в совершенно других условиях и имеют иной темперамент и менталитет, чем скандинавы и европейцы. Как наши русские мужчины и женщины, так и мужчины и женщины наших мусульманских республик, кавказские народы и народы Севера не обладают такой психологией «экономного» и «умеренного» образа жизни, а также холодностью и расчётливостью в поведении. Поэтому и проявление эмоций у наших граждан достаточно бурное, не контролируемое расчётом, вследствие чего наших мужчин легко спровоцировать на агрессию и сделать «без вины виноватыми».
Необходимо принять во внимание, что принятие такого закона может привести к возникновению лавины жалоб и обвинений на такое спровоцированное насилие по чисто меркантильным расчётам. Не следует считать только женщин страдалицами в семейных конфликтах, тем более что они всегда вызывают сочувствие как матери своих детей, чем они и пользуются.
Что же касается защиты детей от насилия со стороны родителей, то эта проблема опять-таки сильно преувеличена и искажена. Следует учитывать то обстоятельство, что в других странах, и в Европе и в США, люди живут достаточно благополучно в сравнении с большинством наших граждан, которые не живут, а лишь «выживают». Дети растут в семьях, где матери задёрганы нищетой и проблемами отношений с мужем, страдающим комплексом неполноценности из-за невозможности обеспечить семью материально, а часто просто не имеющим нормальной работы, а также от сознания своего полного бессилия что-либо изменить и бесправия. Однако и бедные и нищие родители рожали своих детей для себя, а не для «общества», это их родные дети, которых они любят и за которых болеют душой. Даже если они, когда у них не хватает терпения, и накричат на детей или отшлёпают их и накажут, детям всё равно лучше и счастливее быть с родными мамами и папами, а не в приюте или с приёмными родителями. Вмешательство государства в семью таким вопиющим и противоестественным образом, когда у нормальных родителей отбирают детей по причине их нищеты или совершено преувеличенных обвинений в домашнем насилии, представляется мне не проявлением гуманизма и защитой прав человека, а фашизмом. Если в странах Европы идёт сознательное разрушение семьи и надругательство над правом детей на гендерную самоидентификацию по законам природы, то в нашей стране не следует насаждать эту дикость и извращённое использование технологических достижений, перенося их в среду человеческого самосознания, поскольку только семья обеспечивает формирование нормального эмоционального содержания человеческой личности у детей.
Стремление не считаться с природой, возникшее в прошлом веке, ни к чему хорошему не привело и лишь поставило человечество на грань экологической катастрофы, а эксперименты над природой человека закончатся неизбежно гибелью тех народов, над которыми экспериментируют.
Мои родители оба выросли без материнской заботы и любви. Моя мама с пяти лет осталась без матери в многодетной семье и часть детства жила в детском доме, а отец также рос большую часть детства по чужим людям, поскольку мать бросала детей из-за активной партийной работы.
Так вот, тоска по материнской любви и эта рана «сиротства» из-за отсутствия матери не заживала у них всю жизнь. Также незнание опыта семейной жизни и построения отношений в семье между мужем и женой, который дети в семье получают, наблюдая отношения своих родителей, даже если он и негативный, привели в конце концов к распаду нашей семьи, хотя она возникла по обоюдной любви этих двух красивых и нестандартных людей. Конечно, трагическую роль в этом сыграла и война, разлучившая их на пять лет.
Принятие обсуждаемого закона и его применение непременно будет в дальнейшей жизни общества вызывать многочисленные доносы со стороны лиц, желающих свести счёты с какой-либо семьёй. Также применение такого закона приведёт к искажению и искалечиванию психики детей, которым предложат по их произволу клеветать и доносить на своих родителей. Кроме того, нельзя недооценивать и появление больших возможностей у криминального бизнеса по торговле отнятыми у нормальных родителей психически и физически здоровыми детьми, которые, несомненно, будут пользоваться спросом у желающих их усыновить.
Поскольку вопиющие и трагические случаи домашнего насилия в нашем обществе не происходят повсеместно и являются достаточно редкими событиями, то для борьбы с обычной бытовой домашней агрессией достаточно отдать необходимые распоряжения органам полиции, а не пугать таким законом весь народ.
Наконец, существует ещё одно возражение против принятия данного закона. Этот закон позволит некоторым властным структурам по своему произволу подвергать наказанию неудобных граждан (используя против них ложные обвинения), которые не во всём поддерживают политику действия властей. Последнее обстоятельство, скорее всего, окажется наиболее привлекательным для тех, кто продвигает этот закон.
Благородная позиция, призывающая к «непротивлению злу насилием» приводит лишь к его разрастанию и превращению во всеобъемлющее зло. Каждому проявлению зла должна быть противопоставлена неотвратимость наказания, что только и может остановить совершение зла. Но, однако, не следует обнаруживать зло там, где оно может совершаться лишь в вопиющих случаях, и принимать для его предотвращения весьма неоднозначный и спорный закон, затрагивающий права на независимую жизнь многих нормальных семей.
В заключение позволю себе предложить новую формулировку модного у наших интеллектуалов взгляда на будущее человечества.
Мы все знаем мнение Достоевского, который от лица мужчин заявил, что «красота спасёт мир». Однако я как женщина решаюсь ему возразить и утверждаю, что мир может спасти только доброта и сострадание, тогда как красота часто становится лишь причиной раздоров.
Я уверена, что люди только тогда будут счастливо жить, когда научатся поступать по отношению друг к другу так, как они хотели бы, чтобы поступали с ними самими. Так учил нас в средней московской школе наш мудрый и любящий учитель русской литературы Алексей Николаевич Макаров, бывший артиллерийский офицер царской армии России.
Эмилия Болтянская
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.