К чему ведёт косовский прецедент?Наверняка сербы, поджигавшие американское посольство в Белграде во время массовых протестов против объявления независимости Косово и, по сути, против нового расчленения страны, вспоминали свои пылающие дома – после очередной натовской бомбёжки девять лет назад. Именно тогда при поддержке штатовских штыков на Балканах были окончательно установлены демократия и свобода в её истинно заокеанском понимании. Независимые проявления которой мир и наблюдал на прошедшей неделе. И не только в Приштине или Белграде, но и в Вене, и в Брюсселе, и в других европейских столицах.
Понятно, что мировая реакция на объявление независимости Косово не заставила себя ждать. И – что совсем понятно – среди первых этот акт суверенности косоваров поспешили одобрить другие непризнанные республики.
Впрочем, официально первым независимость Косово признал Афганистан – 18 февраля около 16.00 по московскому времени. Спустя час – первой среди стран ЕС – это сделала Франция, а через несколько минут – Великобритания и Италия. Спустя ещё час о признании Косово «суверенным и независимым государством» сообщила госсекретарь США К. Райс. Затем эстафету признаний продолжили Албания и Турция. Однако ещё 17 февраля новое государство поддержало правительство Страны Басков, представитель которой назвала Косово уроком «мирного и демократичного» решения национальных конфликтов и объявила XXI век «веком национальной самостоятельности малых народов». В тот же день президент Абхазии Сергей Багапш подчеркнул: «Если смотреть без двойных стандартов, то, конечно, и Абхазия, и Южная Осетия, и Приднестровье должны иметь больше шансов быть признанными».
Об аналогичной позиции объявил и президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, сообщивший, что до конца февраля республика направит обращение о признании её независимости руководству России, странам СНГ и Совбезу ООН, а МИД Приднестровской Молдавской республики заявил, что косовский прецедент «должен быть применим и к другим территориям».
Отреагировали и другие сепаратистские «движения за независимость». Например, в румынском городе Клуж-Напока (Трансильвания) около 100 этнических венгров провели митинг солидарности с косоварами под лозунгом «Автономию Трансильвании!».
Сербская демократическая партия Боснии и Герцеговины выступила с требованием предоставить Республике Сербской независимость по модели Косово и предложила провести референдум. Легальная организация корсиканских сепаратистов Corsica Nazione направила письмо премьеру Косово Х. Тачи, в котором с ликованием поддержала независимость края. А Тайвань, воспользовавшись ситуацией, чтобы ещё раз подчеркнуть свою самостоятельность, направил в Приштину поздравления и приглашение к установлению дипломатических отношений. Хотя Пекин заранее объявил, что Тайвань не имеет права на своё мнение по вопросу независимости Косово, так как является частью Китая.
Несколько сотен проживающих в Бельгии сербов собрались в воскресенье в Брюсселе, чтобы выразить протест против провозглашённой в одностороннем порядке независимости Косово. Симптоматично заявление одного из организаторов манифестации: «Сегодня Косово, а завтра, возможно, наступит черёд Страны Басков, Южной Осетии, Абхазии, Корсики, Южного Тироля или, почему бы и нет, даже Брюсселя!»
Ко всему прочему, отличилась и британская The Guardian, опубликовавшая письмо (на правах рекламы?) одного из руководителей чеченских боевиков Ахмеда Закаева, давно уже скрывающегося в туманном Альбионе, который выразил надежду, что случай с Косово «подтвердит прецедент и право на самоопределение для республики Чечня». Всё, приехали.
Так в середине февраля американцами при молчаливом согласии и поддержке (впрочем, не таком уж и молчаливом) их европейских сателлитов официально был открыт сепаратистский «ящик Пандоры», все прелести из которого уже пошли расползаться по всему миру. И никакой такой пресловутой «уникальности» косовской ситуации здесь нет. Зато в избытке уникального цинизма в трактовке международного права.
Признание рядом стран независимости Косово от Белграда, объявленной в одностороннем порядке 17 февраля, нарушает систему международных отношений и повлечёт непредсказуемые последствия, заявил в конце прошлой недели президент России Владимир Путин. «Прецедент Косова – это страшный прецедент. Он, по сути дела, взламывает всю систему международных отношений, сложившуюся даже не за десятилетия, а за столетия. И он, без всяких сомнений, может повлечь за собой целую цепочку непредсказуемых последствий, – отметил Владимир Путин на неформальном саммите СНГ в Москве. – Те, кто признаёт независимость Косово, не просчитывают результатов того, что они делают. В конечном итоге это палка о двух концах, и вторая палка треснет их по башке когда-нибудь».
Впрочем, не все в той же Европе безаговорочно поддерживают США по всем вопросам. Есть и трезвые, независимые умы. Например, в Европарламенте, депутат которого Джульетто Кьеза в своей постоянной колонке в «Литературной газете» уже несколько раз писал об опасности признания независимости края, являющегося очагом терроризма и наркоторговли. Признание Европой провозглашённой в одностороннем порядке независимости края Косово от Сербии является незаконным, считает и бывший премьер-министр Италии Ламберто Дини.
Российский МИД назвал откровенно циничной позицию США по Косово. В комментарии департамента информации и печати в связи с высказываниями старшего заместителя госсекретаря США Н. Бернса, назвавшего «циничной» политику России в отношении Косово, говорится, что слова Бернса «не могут не вызывать недоумение».
«Называя нашу политику в косовских делах циничной, американский дипломат не удосуживается задуматься, что именно так выглядит линия самих США в урегулировании... Разве не откровенным цинизмом является поддержка одной косовоалбанской стороны, пренебрежение к праву в угоду так называемой политической целесообразности, безразличие в отношении судеб ста тысяч сербов, которые в XXI веке фактически загоняются в гетто?.. Разве не цинизм откровенно унижать сербский народ, сулить евроатлантические перспективы Белграду в случае согласия с расчленением Сербии? Морален ли и американский тезис об уникальности косовского случая, означающий, что одни, мол, имеют право на государственность, а другим в этом должно быть отказано?..» – говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства.
Дипломатический тон заявления вполне понятен. Однако есть ли смысл в серии подобных риторических вопросов, когда и ребёнку всё уже давно понятно?