Новые «настоящие мужчины» российского экрана в поисках врагов, смыслов и национальной самоидентификации
Отечественному зрителю по большому счёту глубоко безразличны бравурные реляции чиновников о том, что мы, мол, уже превзошли объёмами кинопроизводства эпоху развитого социализма. Что число российских фильмов ежегодно прирастает в арифметической прогрессии. В принципе он их не видит. На экранах доля отечественной продукции по-прежнему весьма мала. Корень проблемы ищут в основном в непрофессиональной прокатной политике. Но не будем лукавить: картин, предполагающих широкий зрительский интерес, за эти годы появились считаные единицы.
Разглагольствовать о необходимости планомерного развития важной культурной и духовной составляющей страны – кино – всё равно, что трясти перед младенцем погремушкой, когда он голоден. Это – аксиома. Массовый воспитательный фактор киноискусства осознают во всём мире. Особенно если его героико-патриотический вектор грамотно направлен в сторону укрепления фундамента государственности и поставлен во главу строительства национальной политики.
Но пока отечественное кино переживает чёрно-белую жизнь. С одной стороны, у нас имеется блестящая киноклассика прошлого, на которой до сих пор учится и мировой кинематограф, с другой – можно наблюдать в основном беспомощные поиски нового, современного формата картин, которые смогли бы в будущем занять своё место в «золотой» фильмотеке. Причин тому можно насчитать массу: практически разрушенная система кинопроката, отсутствие позитивного влияния заблудившейся в поисках самой себя «национальной идеи», пресловутые финансовые тяготы, недостаток новых ярких талантов… Но невзирая на все «тяготы и лишения», в последнее время российский кинематограф стал буквально за волосы вытягивать себя из болота душевной лености, и именно через возрождение столь немодного в недавнем прошлом «патриотического кино». Или как минимум кино с патриотическим дискурсом. Оказалось, что не «Бумер» стоит у нас на запасном пути, а вера в человеческое достоинство и подвижничество. Это значит – подвиг во имя идеи. Даже – идей. Любви, дружбы, добра, мира, веры, Отечества. «Благословите женщину», «Ворошиловский стрелок», «Любить по-русски», «Брат», «В августе 44-го», «Война», «Свои», «Звезда», «Кукушка», «Мы из будущего»… Все эти ленты разного уровня и художественных достоинств. Но ведь неспроста же они все попадали в категорию «национальные хиты». Значит, в стране сейчас вновь востребованы истинные герои в искусстве, те, с кого можно брать пример для подражания.
На этом пути – хотим мы того или нет – неизбежны, пускай всё ещё несколько наивные, попытки взять реванш у Голливуда. Недавно предпринят ещё один марш-бросок на «Фабрику грёз». С целью максимальной подстраховки «Агент национальной безопасности» применил военную хитрость, использовав в своих целях оружие противника. Фильм «День Д» представляет собой ремейк боевика «Коммандо» с мускулистым Арнольдом Шварценеггером, снятого в далёком 1985 году. Что ж, добротный, хотя уже и не первой свежести продукт, образчик жанра. Для начала цитата: «Мне приятно поиграть в тех героев, которых много лет назад я так любил. В то время «Коммандо» была одна из самых впечатляющих картин. Конечно, эту историю мы будем подстраивать к нашей действительности и к нашему времени». И ещё: «…Хотелось напомнить, что значит словосочетание «настоящий мужчина».
Эти слова принадлежат Михаилу Пореченкову – вполне себе звезде национального масштаба, преуспевшего как раз-таки в образе экранного (правда, в основном телеэкранного) мачо, а теперь рискнувшего выступить и в качестве новоявленного режиссёра. Майор ВДВ в запасе Иван по мускулам и суровому выражению лица вполне конкурентоспособен Шварценеггеру. И сюжет «подстроен к действительности» куда уж эффективнее. Умысел бандитов, похищающих дочку отставного военного, сколь жесток, столь и размашист: вынудить заботливого папу, самостоятельно воспитывающего любимое чадо, в одиночку, – ни много ни мало – уничтожить президента Эстонии. Поелику возжелал их предводитель занять ведущую политическую роль пусть в крошечном, но государстве. Но даже на крючок чадолюбия русского Ивана не взять! Как добрый молодец-богатырь он крушит направо и налево тупых и изворотливых ворогов, попутно находя достойную подругу жизни себе и вторую мать девочке. Ох, хорош Иван! Красивый да умный, изобретательный, добрый, с хорошим чувством юмора. Не киборг из Голливуда, а простой, но с хитринкой русский мужик, глыбина. Казалось бы, готовый кандидат на собственную нишу в ряду героев земли Русской, но…
Эти «но», кстати сказать, в отличие от большинства наших «реваншистских» лент, лежат в основном не в плоскости формы, но в области содержания. Вроде и операторская работа (маститый Вадим Алисов и перспективный Вадим Гомербах) на уровне, и музыка «грамотная» Сергея Шнурова сливается с «картинкой», и хорошие актёры очень стараются. Очень органично смотрится в роли экранного ребёнка героя дочь самого Пореченкова – Варвара. А в целом – трудно избавиться от хрестоматийного «хотелось, как лучше, а получилось, как всегда». Раздражает, как ты ни убеждай себя в благих намерениях создателей, штампованная предсказуемость сюжета. Калька снимается до смешного старательно – вплоть до узнаваемых жестов «старины Арни». Или всё же пародийно? Может, в этом и заключался особый замысел сценаристов братьев Пресняковых, признанных лидеров стёбно-постмодернистской «новой драмы»? Отечественным колоритом они, конечно, американский вариант подрихтовали, но и неплохие цитатные «вбросы» не спасают картину, которую предполагалось сделать значительно «человечнее» голливудского первоисточника. Порукой тому – харизма и дарование Михаила Пореченкова. Да с таким бюджетом он мог бы снять не ремейк, завязший в невнятности отношения к шварценеггеровскому творению, балансирующего между детским благоговением и современным ироничным взглядом на тогдашнего героя, а фильм, который отражает героику нашего времени. С её пускай и запутанной системой координат. Но с искренностью порыва. А герой сконструированный, «умозрительный» не волнует и не заставляет сопереживать. Тем более когда экранные враги у героя смешны и комичны, а может, просто психически больны, что вернее. Их даже как-то жалко становится.
Практически одновременно, правда, с куда меньшим рекламным бюджетом, в прокате появился «Мираж» Тиграна Кеосаяна – истерн, который буквально напрашивается на сравнение с «Днём Д». Тут тоже есть свой герой во всех смыслах понятия и параллели – хотя и «мягкие», не навязываемые зрителю – с проверенными временем кинохитами: «Неуловимыми мстителями», «Белым солнцем пустыни»… Здесь тоже присутствуют похищения и погони, взрывы и смерть. Только вот выглядит все куда достовернее и оттого – страшнее. По разным причинам трёх русских девушек судьба забрасывает в некую жаркую восточную страну. Их ждёт незавидная гаремная участь с предсказуемым финалом. Но пути их, по счастью, пересекаются с двумя соотечественниками, туристами, по легкомыслию попавшими в лапы жаркой пустыни. «Великолепной» пятёрке придётся бороться за жизнь и возвращение на Родину с целой армией коварных злодеев, жаждущих наживы и мести. И если бы на поиски одной из девиц, случайно узнавшей опасную тайну, не был послан некий супермен Ловец, герой-одиночка в исполнении Дмитрия Марьянова, и следа бы не осталось от этих российских граждан.
Интересно, что первая часть картины развивается абсолютно не в склад и не в лад: актёры выглядят совершенно не понимающими, что, собственно, должны играть, ход повествования ритмически сбоит, да ещё путает некая ложная многозначительность, ничем не подкреплённая. Но вот странным образом мало-помалу сквозь грохот взрывов, оглушительную стрельбу, дым от сжигаемых героями наркотиков, любовные посылы, вдруг вышелушивается некое зерно смысла, прорастающее к финалу вполне состоятельной притчей. О дружбе, любви, долге, Родине. А стать излишне назидательной ей не дают по-настоящему забавные шутки, уместные и вызывающие смех. Исполнение же вальса «В городском саду играет духовой оркестр» в неподражаемом звучании Хора имени Александрова, «усиленного» в двух различных версиях – современными певцами и музыкантами ещё с советских времён, – вообще вряд ли кого сможет оставить равнодушным.
Постепенно ты понимаешь, что герой в фильме не один только бравый Ловец (с ясно угадываемой прошлой биографией либо сотрудника спецслужб, либо представителя славных ВДВ). К нему по ходу дела присоединяются, «огероизируются» остальные пять персонажей, у которых через страх собственной смерти и гибель друзей происходит очищение души. Они начинают защищать – как умеют и как учит их Ловец – не только свои жизни. А понятия Добра и Зла. Как дым рассеивается шелуха навязываемых жизненных буржуинских ценностей. Остаётся человеческая Личность в самом высоком смысле этого понятия. Это тоже фильм-сказка. В финале побеждает добро. Только вот не все остаются в живых. Но душу греет надежда и вдохновляет вера. Куда же нам без них?
Вот так, с верой и надеждой, и мы будем ждать кино, в которое можно посмотреть, как в зеркало. И стать добрее, сильнее, честнее. Настоящим Героем.