В Третьяковской галерее подходит к концу ретроспектива художницы Зинаиды Серебряковой
Имя Зинаиды Серебряковой (1884–1967) ассоциируется у меня с её автопортретом 1909 года перед зеркалом «За туалетом. Автопортрет». На нём она – молодая, красивая и обаятельная двадцатипятилетняя женщина с задорным взглядом. Пожалуй, это был один из лучших периодов в её жизни: она любимая жена, счастливая мать, благополучная женщина. У неё интересная и насыщенная жизнь, её окружают талантливые люди. Картина выставляется на VII выставке Союза русских художников в Петербурге и получает признание не только у публики, но и у профессионалов, в итоге – её покупает Третьяковская галерея.
Выставка работ художницы открылась в апреле в Третьяковской галерее. Она размещена в Инженерном корпусе на двух этажах и разделена тематически. На втором этаже располагаются работы французского периода творчества, на третьем – ранние работы, созданные в России. А посетители всё идут и идут.
Тепло и свет
«Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха».
А. Ахматова
Работы Серебряковой раннего периода излучают тепло и свет. От них исходит энергетика счастья. По ним видно, что художница работает в своё удовольствие. Она любит тех, кого пишет. Её модели – её собственные дети, родственники, друзья, иногда крестьянки. Как она сама вспоминала позже, это было самое счастливое время в её жизни.
Дело привычное, что искусствоведы часто дискутируют по поводу работ художников. Ведутся споры и по поводу двух картин с изображением её детей, представленных на выставке.
На картине «За завтраком» 1914 г. изображены её сыновья Женя и Шура и дочь Таня. Утверждают, что это название картине дали в Третьяковской галерее, сама художница называла её «За обедом».
На другой картине «Тата и Катя (У зеркала)» 1917 г. мы видим дочерей Серебряковой. В зеркале отражается изображение самой художницы с планшетом, вдали пробегает из одной комнаты в другую подросток-сын. Исследователь творчества Серебряковой, доктор искусствоведения А.А. Русакова, считает, что правильная дата написания картины 1921 г. Подтверждением теории Русаковой служит и то, что девочкам на картине гораздо больше лет, чем получается, если исходить из официальной даты её создания. (Дочери художницы родились: в 1912 г. – Таня, в 1913 г. – Катя.)
Женская доля
Почти всё время Серебрякова с мужем, детьми и мамой жили на границе Курской области и Украины в своём имении в Нескучном. Художница создаёт пейзажи, рисует групповые портреты крестьян. Девушки-крестьянки Серебряковой – грациозны и прекрасны. На картине «Жатва» 1915 г. по сюжету понятно, что в разгаре рабочий день, крестьянки собираются обедать, но девушки-труженицы нисколько не выглядят утомлёнными и замученными работой.
Картина «Беление холста»1917 г. дополнена на выставке предварительными эскизами, сделанными художницей перед её созданием. На эскизах изображены и мужчины, но на самой картине их нет. Многих мужчин призвали в это время в армию, и всю работу приходилось выполнять женщинам. Возможно, Серебрякова, понимая непростую долю женщин того времени, изобразила своих героинь сильными, даже несколько монументальными, сделав акцент на сильных босых ногах работниц.
Ню
Художница признавалась, что ей нравилось изображать красоту женского тела. На её картине «В бане» 1913 г. представлены молодые женщины в общественной бане. Натуралистично изображая женское тело, Серебрякова воспевает его красоту. Все модели в разных позах, но они все прекрасны. Они выделяются ярким пятном на тёмном фоне. Мы видим различные банные аксессуары: шайки, мыло, простыни, но они всё равно не делают картину жанровой.
Другая известная картина обнажённой женщины «Купальщица» 1911 г. – натурщицей послужила сестра художницы Екатерина. Они немного похожи, поэтому возникает ощущение, что на картине сама Зинаида.
Вокзал для росписей
Раздел выставки посвящён эскизам монументальных росписей к Казанскому вокзалу в Москве. По одним данным, принять участие в проекте Зинаиду Серебрякову пригласил архитектор вокзала А.В. Щусев в 1917 г., по другим – её дядя А.Н. Бенуа, выдающийся художник и деятель искусств, который также принимал участие в оформлении этого проекта. Зинаиде нужно было представить страны Востока – Индию, Турцию, Японию и Сиам. Решением художницы было сделать это через образы обнажённых девушек с характерными этническими чертами лица. Но эскизы не были реализованы из-за начавшейся революции.
После революции
Революция полностью изменила жизнь семьи Серебряковых. В 1919 году умирает муж Зинаиды Борис. Будучи железнодорожным инженером, он часто ездил в командировки, возвращаясь из поездки, подхватил брюшной тиф от солдат, едущих с фронта, и умер через несколько недель на руках жены. Зинаида остаётся одна с четырьмя детьми и матерью. Теперь ей нужно кормить семью. На помощь приходит дядя по матери Александр Николаевич Бенуа. Он приглашает Зинаиду с семьёй в Петроград, обещая найти работу в одном из музеев. В это же время она получает извещение о назначении профессором в Академию художеств. Это и почётно, и, вместе с тем, ещё и выгодно. У неё будет гарантированный доход, академические пайки, позволяющие содержать семью. Но Зинаида отказывается. Она считает себя недостойной этого звания. Серебрякова не получила законченного художественного образования и всю жизнь сомневалась в себе и своём творчестве.
Балерины
Благодаря дяде Александру Бенуа Серебрякова получает возможность бывать за кулисами Мариинского театра.
Художница всегда восхищалась работами Эдгара Дега, его балеринами. У неё появилась возможность самостоятельно попробовать себя в этом направлении. На выставке представлены портреты балерин, наброски танцовщиц. Она, как и Дега, изображает закулисный мир театра.
В Париж!
«Здесь я не нужна, там – невозможна».
М. Цветаева
Уезжала ненадолго. Оказалось, что на всю оставшуюся жизнь. В 1924 г. стало особенно тяжело с работой. Денег не хватает. Решила уехать. Устроить несколько выставок, подзаработать и вернуться назад.
В Париже всё тоже оказалось непросто. Нужно было начинать практически с нуля. Почти все деньги, которые зарабатывала, высылала семье. Через год стало совсем тоскливо и одиноко, вызвала к себе младшего сына Александра. Через какое-то время, чтобы облегчить жизнь восьмидесятилетней матери, забрала к себе 15-летнюю дочь Катю, которая одна самостоятельно добралась до Парижа. С матерью она больше никогда не увиделась, встреча со старшим сыном Евгением произошла через 42 года, со старшей дочерью Татьяной – через 36 лет.
Более половины жизни Серебрякова прожила во Франции. На выставке представлены работы из французских коллекций. Это различные портреты, а также пейзажи, созданные не только во Франции, но и в Швейцарии и Италии. Но что поразило: все работы заграничного периода – из частных коллекций, среди них нет ни одной из собрания какого-либо музея.
* * *
Бесконечно жаль, что судьба художницы оказалась такой сложной, но участь, подобная ей, выпала многим людям её поколения. Однако остались работы Серебряковой, полные жизни, оптимизма, которые будут восхищать не одно поколение почитателей её таланта, всего прекрасного.
Галия Баторшина