Лилия Газизова. Верлибры: Стихи; [авт. предисл. А. Переверзин]. Казань: Татар. кн. изд-во, 2016 159 с. 2000 экз.
«Верлибры» – новый поэтический сборник Лилии Газизовой, в который вошли как новые произведения, так и стихотворения из предыдущих книг – «Люди февраля» и «Касабланка».
Открывая книгу, мгновенно погружаешься в детально проработанный, хрупкий и красивый поэтический мир, одновременно незнакомый и в то же время совершенно не пугающий, не отталкивающий своей «инакостью». Погружаешься так стремительно, что даже не сразу осознаёшь, что стихи упакованы в неклассическую форму. Верлибры Газизовой подтверждают в очередной раз столь же очевидный, сколь и игнорируемый факт: поэзия – больше и шире, чем рифма.
Поэзия – это влюблённость в мир и в жизнь, иногда – светлая и восторженная, иногда – страстная и роковая, но обязательно – влюблённость. С неё и начинаются стихи – не с рифмы, не с метафоры, не даже с красивого случайного образа, а с того, что поэт влюбляется в невидимое обычному человеку – в порванную паутину, занозистый деревянный пол и беззащитную ресницу на чьей-то щеке:
Бог создал влюблённым тебя:
В обгрызенные карандаши
И ластик, за холсты закатившийся,
В стареющего трактирщика
И умирающего Сервантеса.
В честные шаги человека,
Несущего хлеб,
В грустные автомобили
И прокисающее пиво.
Только в этой любви могут родиться самые достоверные метафоры – неожиданные, но естественные, а потому – понятные. Созданные не ради приёма, а для того, чтобы передать словами все тонкости своего видения мира, поместить едва уловимые оттенки мироощущения в строчки, сделать неудобные и громоздкие слова изящной и пластичной материей. У влюблённого в мир поэта недостатка в темах не бывает, поэтому верлибры Газизовой – обо всём на свете: о камне в виде человеческой головы, о маленьких перронах, на которых никогда не останавливаются поезда дальнего следования, о выброшенных в окно очках, о рентгеновском снимке ну и, конечно, о вечном – о жизни, смерти и любви.
А ещё о том, как это порой невыносимо скучно писать «правильные» стихи:
Неинтересно стало
Укладывать строчки
В ложа метрические.
Не хочется что-то жонглировать
Словами и рифмами,
Образами и метафорами.
Милее их на пол ронять,
Прислушиваясь к шуму падения.