Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 октября 2018 г.
  4. № 44 (6665) (31.10.2018)
Литература

«Миша, помогай!»

Народная артистка России Анна Антоненко-Луконина о театре, о себе и своём знаменитом муже поэте Михаиле Луконине

30 октября 2018
Народная артистка России Анна Антоненко-Луконина

С аншлагом идёт в Московском драматическом театре на Малой Бронной спектакль «Деревья умирают стоя», поставленный для народной артистки России Анны Васильевны Антоненко-Лукониной к её 80-летнему юбилею. И второй год зритель массово идёт «на бабушку». Эту главную роль играет наша героиня, получившая в дни премьеры множество хвалебных откликов.


– Анна Васильевна, вы с 1960 года служите в этом театре. Неужели не было соблазна и амбиций в поисках более «звёздной» карьеры покинуть привычные стены?

– Мне можно давать медаль или орден за верность одному театру (смеётся). Знаете, я очень консервативна, очень привыкаю к людям и очень-очень привязываюсь. И, что считаю своим хорошим качеством, не предаю никогда – это точно. Главный режиссёр театра Андрей Александрович Гончаров заботливо относился к молодой артистке, сказал мне: «Играть будете много, Аня!» Я никогда ни с кем не соревновалась, была любимой артисткой Гончарова, играла много, так зачем куда-то уходить?

– А что вас привело в театр, как стали актрисой?

– Мы с мамой жили в Тбилиси, отец был военный, с войны не вернулся. Мама много работала, я часто и подолгу бывала дома одна. Училась отлично без каких-либо усилий, мне было неудобно, неловко оказаться хуже других, поэтому ходила в библиотеку, много читала, смотрела все фильмы, которые тогда шли – и советские, и индийские. И всё увиденное и прочитанное проигрывала про себя, представляя себя героиней то «Тихого Дона», то индийского фильма. Вот убираю постель, взбиваю горку подушек, а сама это делаю, как будто какую роль играю, даже плакала, как в кино. Я занималась гимнастикой во Дворце пионеров на улице Руставели, там же был и драматический кружок, которому нужны были девочки, мальчики. Я пришла в драмкружок и... осталась в нём на три года.

В общем, мама отправила меня в Москву. Друзья отца, военные, встретили на вокзале, приютили.

– Вам тяжело пришлось завоёвы-вать столицу?

– Мне ничего не пришлось завоёвывать. Я не умею бороться за себя, настаивать, добиваться. К сожалению. Я назвала бы это свойство характера ленью, но стыдно. Можно назвать это чувством зависти по отношению к людям, которые вот так умеют брать, ухватить. Теперь вижу, как много упущено из-за того, что не просила, не настаивала, не требовала. Мне просто везло. Я подала документы только в ГИТИС и поступила с первого раза.

Наш набор был маленький: 10 девушек, 12 юношей. Мне дали общежитие, и началась моя учёба. И уже с четвёртого курса Андрей Александрович Гончаров взял меня в работу с режиссёром Борисом Ивановичем Равенских, который ставил на Малой Бронной спектакль «Сердце девичье затуманилось». Первая моя роль – деревенская героиня в алом платьице и в косыночке.

Когда Гончаров потом ушёл в Театр Маяковского, он не взял с собой ни одного человека из своей команды, а все думали, что он возьмёт меня. Все были уверены, что у меня с ним роман. Но этого не было, а жаль (смеётся): теперь было бы что рассказывать...

9-Писатели и Луконин ТАСС 1476821.jpg

Писатели (слева направо) Олжас Сулейменов, Константин Симонов,
Виталий Коротич и Михаил Луконин во время работы Всемирного
конгресса миролюбивых сил

У меня в театре был роман с другим человеком, женатым, я уже считала, что мне надо выйти за него. Но на гастролях в каком-то южном городе, где мы уже не скрывали своих отношений, Андрей Александрович ошарашил меня: «Не думайте выходить за него замуж-ж-ж!» Я задумалась. А позже поняла, как же Гончаров с высоты своего возраста и опыта был прав! Добром бы это не закончилось. Кстати, я потом вышла замуж за Михаила Кузьмича Луконина, а он был ровесник Гончарова, тоже с 1918 года. Но Гончаров казался мне очень взрослым человеком. На Новодевичьем они лежат недалеко друг от друга, и я часто захожу к Андрею Александровичу с благодарностью: это мой первый учитель.

– Анатолий Эфрос, изгнанный властями из Театра имени Ленинского комсомола «за непослушание» и приглашённый в Театр на Малой Бронной (его потом много ругали за особое прочтение классики, особенно Чехова), сразу дал вам роль Маши в чеховской пьесе «Три сестры».

– Эфрос пришёл со своей любимой актрисой Ольгой Яковлевой. В «Трёх сёстрах» она играла Ирину. Когда мы выходили на поклоны, Эфрос брал мою руку и руку Яковлевой. Я никогда не соревновалась с Яковлевой, она же пережить успех «Трёх сестёр» не могла, и через несколько лет Машу играла уже она. А тот спектакль мы сыграли всего 33 раза, на Малой Бронной стояла конная милиция – собирались огромные толпы желающих попасть на спектакль. Потом была комиссия во главе с министром культуры Фурцевой, и спектакль сняли. Главным режиссёром в те годы был Александр Леонидович Дунаев, с которым у меня были хорошие отношения, он много помогал Анатолию Васильевичу Эфросу, поддерживал его. У Эфроса я тоже много работала, мне было несложно сделать то, что он предлагал. Но оба режиссёра в 1984 году вынуждены были уйти из театра.

Я приверженец психологического театра, где актёр заставляет зрителя задуматься. Вот почему мне особенно дорога моя бенефисная роль бабушки в спектакле «Деревья умирают стоя» режиссёра Юрия Иоффе, кстати, тоже ученика Гончарова, – любящей, мужественной и стойкой женщины. Это затратный спектакль, после которого я буквально выпотрошена, зато зритель уходит потрясённый: как найти силы, чтобы до конца оставаться человеком? Такие затратные спектакли я люблю, хотя и без того в жизни хватало переживаний и горя – ранняя потеря мужа перевернула мою жизнь. Он же не от старости умер, а в 57 лет от разрыва сердца, я в 39 лет осталась одна с маленькой дочкой на руках.

– Михаил Луконин – известный советский поэт.

– Моя забота – достойно помянуть Михаила Кузьмича в дни его юбилея. Только что в издательстве «У Никитских ворот» вышла книга «На гребне лет...». Безмерно рада, что застаю её в этой жизни. Над книгой работал старший сын Михаила Кузьмича Сергей.

Михаил Кузьмич Луконин – волжанин, родился в Астрахани, детство провёл в селе Быковы Хутора на Волге, до войны жил в Сталинграде, работал на Сталинградском тракторном заводе, учился в Литературном институте. Прошёл две войны – добровольцем Финскую и военным корреспондентом Великую Отечественную. Лауреат Государственной премии. Был секретарём правления Союза писателей СССР. Ему обком в Волгограде выделил квартиру, которую он обставил по-своему, говоря: «Обожаю ненужные вещи!» Там с 1978 года открыт его музей. И Дом литераторов в Волгограде носит имя Михаила Луконина. Он очень любил Волгу, говорил мне: «Выйдешь на пенсию, и мы с тобой будем сидеть на Волге с удочкой». Но не суждено...

Я часто хожу к нему на Новодевичье кладбище. Однажды стою с веничком наклонившись, сметаю с плиты соринки, вдруг слышу за спиной:


В этом зареве ветровом

Выбор был небольшой.

Но лучше прийти с пустым рукавом,

Чем с пустою душой…


Поднимаю голову, оборачиваюсь: это артист Ленкома Сергей Степанченко, проходя мимо со спутником, говорит стихами Михаила Луконина.

Михаил Кузьмич был честным и в жизни, и в поэзии. Война сформировала его жизненные принципы. Он был целомудренным человеком. Многое из того, что есть в нашей сегодняшней действительности, он не принял бы. И меня бы не узнал: столько лет прошло.

Иногда я делала ему замечания, учила его жить, он лишь с улыбкой отвечал: «Деточка, позволь мне быть самим собой». Потом я поняла, что бывала не права. Я многому у него научилась и надёжно при нём была защищена. Думала: у нас ещё всё впереди...

Дочь выросла, окончила Литинститут, вышла замуж, у меня есть внучка и внук, внуку дали фамилию деда, и он ею очень гордится: «Я тоже Луконин, Дима Луконин!» Внук – самый близкий, самый дорогой для меня человек, ради кого мне пока хочется жить.

– Вы считаете себя счастливым человеком?

Тут моя собеседница надолго задумалась. Подняла ладонь кверху:

– Я жила так, – и тут же резко перевернула её вниз, – а потом так. Многие годы была без поддержки, даже в театре. Я не могла погрузиться только в работу, ведь на мне были мама и дочка. Мне очень хотелось, чтобы рядом был кто-то, кому я доверяла бы, ощущала бы надёжное плечо. Венец безбрачия я не надевала, но замуж не вышла, мне было с чем сравнивать, такого как Михаил Кузьмич нет. С ним я точно была счастлива. В моей спальне есть его портрет, когда мне тяжело, я обращаюсь: «Миша, помогай!», и он помогает. Я верю, что встречусь с ним там, это даже не подвергается сомнению.

Беседу вела
Лидия Кудинова

Тэги: Лидия Кудинова
Обсудить в группе Telegram

Лидия Кудинова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS