Победы наших хоккеистов и футболистов, которым благодаря ТВ сопереживали миллионы россиян, обеспечили телеканалам сумасшедший рейтинг. Однако не слишком удачные выступления олимпийцев наводят на размышление о том, что связь спортивной индустрии с телевидением не такая уж простая и лучезарная.
Когда после Пекина центральные телеканалы начали подводить итоги Олимпиады – выглядело это неприлично… буквально по пословице о «хорошей мине при плохой игре». Вроде бы ничего, не расстраивайтесь, всё-таки третьи, могло быть хуже. Как-то стыдливо забыв, что всего несколько недель назад грозились обогнать даже Китай, не говоря о США. А оказывается, задача стояла бороться с Англией, Австралией и Германией за третье место. А дальше с кем? С Кенией и Ямайкой за десятое или какое ещё? Тогда почему нам не сказали? Ах, быть может, это акт милосердия, как бы не травмировать наших спортсменов. Так спортсмены, скорее всего, здесь ни при чём. А вот кто при чём – об этом позже. Но за всё время увидел только две передачи, где старались говорить прямо. Одна по каналу РЕН-ТВ, где прозвучал убийственный факт – меньше «золота», да и то всего на одну медаль, 22 против 23, у нас было только на первой Олимпиаде, в которой мы участвовали ещё в виде СССР в 1952 году. Учитывая, что тогда олимпийских дисциплин было несравнимо меньше, ясно, что весомость каждой награды была куда выше. А значит, Пекин – это полный провал, худший результат. На 20 медалей меньше, чем на прошлом, тоже неудачном выступлении в Афинах, как утверждали журналисты РЕН-ТВ. Другая передача, более ёмкая и серьёзная, – по телеканалу «Спорт». Там нашли силы и честно показали разницу в запланированных медалях и приобретённых. По каждой спортивной федерации. За редким исключением – полное фиаско. Почему же центральные каналы голову в песок прячут? Где аналитика, обсуждение итогов, нелицеприятное и откровенное? Значит – причины есть.
И вот когда стали прорываться откровенные мнения людей авторитетных – можно делать весьма достоверные предположения. Показательны высказывания нашего великого спортсмена Вячеслава Фетисова, сделанные, кстати, пока через печать. Он прямо обвиняет Олимпийский комитет России, прежде всего его главу Леонида Тягачёва, в том, что ОКР нашёл себе множество всяких дополнительных занятий, используя возможности и имя комитета. Это и обеспечение аккредитациями людей, далёких от потребностей сборной, туристический бизнес, устройство всяких «домов друзей» Олимпиады, обслуживание «дорогих» гостей и пр. То есть мы можем понять это так: что наш спорт силами заинтересованного руководства становится средством продвижения интересов сплочённой бизнес-группы, что неизбежно отражается на спортивных результатах. Причём и Фетисов, и Тарпищев, и Смирнов предупреждали об этом ещё в 2004-м, после тогда уже неудачных Афин. Хочется предложить ещё одну версию…
На телевидении есть такой термин – «джинса». Так называют скрытую рекламу, когда, например, герои программы, сюжета пьют напитки определённой марки, ездят на конкретном автомобиле, расхваливая его качества, носят джинсы определённой фирмы. Названия (лейблы) появляются в кадре как бы случайно, но всем всё понятно. А заинтересованные лица расплачиваются за это на стороне «чёрным налом», услугами, товаром и т.д. Труднее всего бороться с «джинсой», когда ей способствует руководство телекомпании. Главное – найти удачную «фишку», которую трудно определить как коммерческую. И вот когда ещё в 2004-м появился «талисман» команды в виде Чебурашки – эта «фишка» заработала по полной…
Существуют официальные символы-талисманы Олимпиад: енот – в США, мишка – в Москве, панда – в Пекине. А что такое талисман команды? В Интернете на все попытки найти постоянный талисман других олимпийских команд нашёл только один – двух аистов украинской сборной. Видимо, им понравился наш «опыт». Скажите, а с вами советовались при выборе сомнительного «талисмана» – Чебурашки? Было всенародное обсуждение, независимое жюри? Почему у страны с тысячелетней историей символ – непонятное существо без роду и племени, неопределённого пола из ящика с апельсинами? Каким образом продукция Эдуарда Успенского пролезла в национальную сборную? А всё просто, в 2002-м группа компаний Bosco di Ciliegi, точнее отделение Bosco Sport, становится эксклюзивным экипировщиком наших олимпийцев. И главное – спонсором Олимпийского комитета России (ОКР). В 2004-м, перед Афинами, Bosco предлагает ОКР утвердить талисманом команды Чебурашку. ОКР радостно соглашается – как спонсору отказать? Заключается договор с Успенским, и весь этот синтезированный «вирус Чебурашки» начинает разрушение великой команды. Афины – уже неудача. Но тысячами выпускаются и продаются олимпийские Чебурашки по 50 евро, «талисман» становится «брендом» Bosco Sport. Всё настолько явно, что Успенский даже возмущается. Но как-то скромно, открытым письмом, а не иском, как обычно. А потом – всё тихо. То ли решили вопрос, то ли понятно стало, что такая реклама и так несравнимо увеличивает авторские прибыли от продажи любой продукции с чебурашками по всему миру (в Интернете масса таких компаний и товаров). А «вирус Чебурашки» продолжает разрушение. На каждой телепрезентации Л. Тягачёв, намертво вцепившись в Чебурашку, позирует перед камерами. Это же, видимо, предписывается делать и спортсменам. Спортсмены – люди дисциплинированные, начальники прикажут – и вот уже они вздымают над головами, стоя на золотых пьедесталах, ушастого милягу, которого подсовывают им специально обученные люди. Уверен, спортсмены и не задумывались о том, что их уже сделали бесплатными рекламными агентами по продвижению «бренда». Сделали люди, которые превратили Олимпиаду в банальный коммерческий старт. Может быть, кто-нибудь видел, чтобы американцы тискали на пьедесталах Микки-Маусов или японцы – черепашек Ниндзя? А тут… В спорте, где всё решается сантиметрами, долями секунд, мелочей нет. И «вирус» начал проявляться. Загадочным образом почти все, кто поднимал Чебурашку в знак победы, уже в Турине, потом, на других дистанциях, либо проигрывали, либо падали. Либо вообще получали дисквалификацию (вспомните Пылёву). Но «бренд» был важнее, и вот, прикрывшись победными прогнозами Тягачёва, глава представительства Bosco Михаил Куснирович приказывает перекрасить «вирус» в корпоративный цвет компании – и красный от стыда Чебурашка едет в Пекин. Пик рекламной кампании – принародное вручение Андреем Кириленко «бренда» президенту. Знал бы тогда замечательный баскетболист, знаменосец сборной, что ведомая им сборная, чемпион Европы, испытает позор, даже не высунувшись из группы. Многие спортсмены к коммерческому «вирусу» не прикасались, но было поздно.
А теперь вернёмся к «джинсе». Все эти «бизнес-мероприятия» были бы бессмысленны без поддержки ТВ. И любой знакомый со спецификой прекрасно видел, как выстраиваются кадры интервью, организуются необязательные репортажи из всяких магазинов, «домиков друзей», делаются заставки. Везде должен был присутствовать мультобраз – на задниках пресс-конференций, даже на балконах наших олимпийцев. Не говоря уже о крупных планах куклы в руках счастливых победителей. Если у телеканалов есть договор о продвижении «бренда» – тогда, видимо, Антимонопольный комитет должен выяснять условия сговора: почему без всякой конкуренции, как чёртик из коробочки, за месяц до Игр вдруг опять выскакивает хамелеонистое существо, и уже ничего нельзя сделать? Олимпийская «фишка» в том, что все как бы ни при чём. Совершенно бескорыстно сливаются в объятиях с любимым персонажем, от которого умилённо не могут оторвать глаз телеканалы, компания Bosco – из чистого патриотизма вливает капитал в российский спорт, а Эдуард Успенский – вообще не при делах. Какая уж тут корысть, хочется спросить у тех, кто раскручивал и не такие «слияния»?..
Жаль только наших замечательных спортсменов, инфицированных вирусом Чебурашки.