Как остаться воспитанным человеком на перекрёстке
В смысле воспитанности на дороге население российское делится на две части: мои знакомые и остальные. Причём не важно, автомобилисты они или пешеходы. Все мои знакомые пешеходы переходят улицу только на зелёный – ну разве что иногда немножко на жёлтый, когда очень некогда. А если нет светофора, то непременно пропускают этих придурков, которые вечно летят сломя голову; что за хамы оккупировали наши дороги?! Просто дебилы какие-то!.. Нет, ну куда вот ты летишь, урод? Не видишь – переход здесь и люди уже ступили на него! А знакомые владельцы автомобилей, от старенького «Москвича» до последней модели «Ауди», ругают бестолковых пешеходов. И всегда их пропускают. Практически всегда. Нет, ну бывает, конечно, но очень редко… Ну что тебе эти секунды? Ведь рано или поздно влетишь под машину, и всё, кончено. А ты куда прёшь? Вот такие отморозки всю жизнь отравляют автомобилистам! Нет, пешеходы в России – это нечто, такого нигде больше в мире нет. Если б на дорогах России с обеих сторон баррикад встречались только мои знакомые, статистика ДТП в сводках ГАИ скатилась бы к скучному нулю. Вся беда в том, что знакомые никогда не встречаются мне у переходов. Минут сорок я сидел на остановке возле своего дома и пытался понять, какие социальные группы водителей – самые воспитанные. Как себя ведут (пропускают, не пропускают, хамят, предупредительны) старые «копейки», «трёшки», «пятёрки» и т.д.; новые советские «десятки», «калины», «нивы-шевроле», «Волги» последних серий; старые, новые иномарки. Интересно же подметить цивилизованное будущее страны – на чём оно ездит? Однако миссия оказалась невыполнимой: никаких социальных групп вычленить не удалось. Демократия полная: все оказались равны. Может, у кого и возникали позывы вести себя прилично, но общая атмосфера стадного потока их поглотила. Перекрёсток небольшой, но на него по утрам стекается множество обитателей спальных кварталов. Светофора здесь нет, а «зебра» есть, но виртуальная. То есть она когда-то была, а теперь от неё остались только воспоминания старожилов, и люди на дороге ведут себя, как фауна в саванне, – вольно и непредсказуемо. Их поведение диктуют вовсе не воспитанность, ПДД или прочие человеческие ценности, а желание оперативно попасть в нужное место и мера собственных понятий о выживании. Некоторые подходят к дороге и ждут – благоразумно, как зебра перед непрерывным потоком антилоп гну в период миграции. Но большинство решительно шагает на дорогу и лавирует между машинами, которые изредка повизгивают, и тогда водителей за стеклом перекашивает праведным гневом. Стоит представить, что гну ещё и оставляют под собой весь сопутствующий их жизнедеятельности мусор. Вот в «Мерсе» опустилось тонированное стекло, и рука просто уронила на дорогу пустую пачку от «Мальборо». Старик возле перехода развернул конфетку, и бумажку покатило ветерком по остановке. Мадонна, покормив младенца, бросила пакет себе под ноги и покатила коляску с ребёнком к переходу… Самую лютую ненависть вызывают автомобили, особенно дорогие, у медленных стариков, которым тоже с утра очень надо – в аптеку или в «полуклинику». Рассерженные ветераны могут остановиться посреди дороги и долго вспоминать водителю приватизацию, Чубайса, грабителей страны и аморальную молодёжь; зачастую они опасно размахивают палкой буквально в сантиметрах перед лобовым стеклом. Хаос автомобилей и пешеходов достигает пика именно в утренние часы. «Куда ты прёшь, идиот?!» – слоган универсальный, и невозможно разделить участников взаимной ненависти по её степени. Каждый юпитер прав в своём гневе, и знаменитые вопросы о соборности и духовности здесь никогда не возникают. Многие автомобилисты хорошо одеты и сидят в опрятных дорогих машинах, в некоторых даже можно угадать начитанность и образование, однако в часы пик все эти ценности уступают цейтноту. Хорошо быть вежливым, если у тебя времени полно, хорошо быть интеллигентным и великодушным, когда ты с девушкой или красивой женщиной. А если с утра некогда, то тебе с этими пешеходами детей не крестить. Кстати, женщины за рулём совершенно не выбиваются из общей картины и охотно пугают пешеходов, тормозя, лишь коснувшись их ног. В тех, которые притормаживают перед броуновским наплывом пешеходов, легко угадывается элементарная осторожность: сбить придурка – себе дороже. Ремонт, страховщики, ГАИ, суды – лучше уж несколько секунд потерять. Но и совсем тормозить нет смысла. Да и некогда. За сорок минут лишь один водитель, мужчина в самом расцвете, притормозил на новенькой «Ауди» перед пешеходом и, улыбнувшись, сделал ручкой: пожалте, мол. Правда, пешеходом оказалась красивая стройная девушка в мини. Она ответно улыбнулась водителю и простучала по асфальту каблучками, как антилопа копытцами. Собака бродячая подошла к дороге. Долго смотрела печальными глазами на первозданный дорожный хаос, потом решилась и с виноватым видом тронулась по переходу. Первая же машина вернула ей благоразумие, псина поняла, что жизнь дороже, вернулась на остановку, легла рядом со мной под лавку и, высунув язык, стала философски смотреть на происходящее.
, ВОРОНЕЖ