Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Миссия невыполнима

01 января 2007

ГРИМАСЫ ЖИЗНИ

Как остаться воспитанным человеком на перекрёстке

Фёдор ЕВГЕНЬЕВВ смысле воспитанности на дороге население российское делится на две части: мои знакомые и остальные. Причём не важно, автомобилисты они или пешеходы. Все мои знакомые пешеходы переходят улицу только на зелёный – ну разве что иногда немножко на жёлтый, когда очень некогда. А если нет светофора, то непременно пропускают этих придурков, которые вечно летят сломя голову; что за хамы оккупировали наши дороги?! Просто дебилы какие-то!.. Нет, ну куда вот ты летишь, урод? Не видишь – переход здесь и люди уже ступили на него! А знакомые владельцы автомобилей, от старенького «Москвича» до последней модели «Ауди», ругают бестолковых пешеходов. И всегда их пропускают. Практически всегда. Нет, ну бывает, конечно, но очень редко… Ну что тебе эти секунды? Ведь рано или поздно влетишь под машину, и всё, кончено. А ты куда прёшь? Вот такие отморозки всю жизнь отравляют автомобилистам! Нет, пешеходы в России – это нечто, такого нигде больше в мире нет. Если б на дорогах России с обеих сторон баррикад встречались только мои знакомые, статистика ДТП в сводках ГАИ скатилась бы к скучному нулю. Вся беда в том, что знакомые никогда не встречаются мне у переходов. Минут сорок я сидел на остановке возле своего дома и пытался понять, какие социальные группы водителей – самые воспитанные. Как себя ведут (пропускают, не пропускают, хамят, предупредительны) старые «копейки», «трёшки», «пятёрки» и т.д.; новые советские «десятки», «калины», «нивы-шевроле», «Волги» последних серий; старые, новые иномарки. Интересно же подметить цивилизованное будущее страны – на чём оно ездит? Однако миссия оказалась невыполнимой: никаких социальных групп вычленить не удалось. Демократия полная: все оказались равны. Может, у кого и возникали позывы вести себя прилично, но общая атмосфера стадного потока их поглотила. Перекрёсток небольшой, но на него по утрам стекается множество обитателей спальных кварталов. Светофора здесь нет, а «зебра» есть, но виртуальная. То есть она когда-то была, а теперь от неё остались только воспоминания старожилов, и люди на дороге ведут себя, как фауна в саванне, – вольно и непредсказуемо. Их поведение диктуют вовсе не воспитанность, ПДД или прочие человеческие ценности, а желание оперативно попасть в нужное место и мера собственных понятий о выживании. Некоторые подходят к дороге и ждут – благоразумно, как зебра перед непрерывным потоком антилоп гну в период миграции. Но большинство решительно шагает на дорогу и лавирует между машинами, которые изредка повизгивают, и тогда водителей за стеклом перекашивает праведным гневом. Стоит представить, что гну ещё и оставляют под собой весь сопутствующий их жизнедеятельности мусор. Вот в «Мерсе» опустилось тонированное стекло, и рука просто уронила на дорогу пустую пачку от «Мальборо». Старик возле перехода развернул конфетку, и бумажку покатило ветерком по остановке. Мадонна, покормив младенца, бросила пакет себе под ноги и покатила коляску с ребёнком к переходу… Самую лютую ненависть вызывают автомобили, особенно дорогие, у медленных стариков, которым тоже с утра очень надо – в аптеку или в «полуклинику». Рассерженные ветераны могут остановиться посреди дороги и долго вспоминать водителю приватизацию, Чубайса, грабителей страны и аморальную молодёжь; зачастую они опасно размахивают палкой буквально в сантиметрах перед лобовым стеклом. Хаос автомобилей и пешеходов достигает пика именно в утренние часы. «Куда ты прёшь, идиот?!» – слоган универсальный, и невозможно разделить участников взаимной ненависти по её степени. Каждый юпитер прав в своём гневе, и знаменитые вопросы о соборности и духовности здесь никогда не возникают. Многие автомобилисты хорошо одеты и сидят в опрятных дорогих машинах, в некоторых даже можно угадать начитанность и образование, однако в часы пик все эти ценности уступают цейтноту. Хорошо быть вежливым, если у тебя времени полно, хорошо быть интеллигентным и великодушным, когда ты с девушкой или красивой женщиной. А если с утра некогда, то тебе с этими пешеходами детей не крестить. Кстати, женщины за рулём совершенно не выбиваются из общей картины и охотно пугают пешеходов, тормозя, лишь коснувшись их ног. В тех, которые притормаживают перед броуновским наплывом пешеходов, легко угадывается элементарная осторожность: сбить придурка – себе дороже. Ремонт, страховщики, ГАИ, суды – лучше уж несколько секунд потерять. Но и совсем тормозить нет смысла. Да и некогда. За сорок минут лишь один водитель, мужчина в самом расцвете, притормозил на новенькой «Ауди» перед пешеходом и, улыбнувшись, сделал ручкой: пожалте, мол. Правда, пешеходом оказалась красивая стройная девушка в мини. Она ответно улыбнулась водителю и простучала по асфальту каблучками, как антилопа копытцами. Собака бродячая подошла к дороге. Долго смотрела печальными глазами на первозданный дорожный хаос, потом решилась и с виноватым видом тронулась по переходу. Первая же машина вернула ей благоразумие, псина поняла, что жизнь дороже, вернулась на остановку, легла рядом со мной под лавку и, высунув язык, стала философски смотреть на происходящее. 

Александр ЯГОДКИН
, ВОРОНЕЖ

Обсудить в группе Telegram

Александр Ягодкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS