Леон Смит. Слуга императора: роман. Часть – М.: Интернациональный Союз писателей, 2021. – 300 с. – (Война миров).
Итак, перед нами классическое произведение про так называемых попаданцев. Лично меня очень раздражает подобное определение, ибо оно существенно принижает саму тему, заранее заставляя читателя относиться к литературному герою с изрядной долей снисходительного высокомерия. Думается, бессмертный Марк Твен, когда писал «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», воспринимал своего чародея-инженера скорее с юмором и уважением. Но такова печальная традиция русской литературы – более высмеивать, чем смеяться. Так что – увы.
Книга Леона Смита, как и было отмечено вначале, является типическим произведением о перемещении современного человека (в данном случае – россиянина Юлиана Романова) в неопределённое место неведомого мира, на иную планету, в другую цивилизацию. Как правило, подобный переход всегда имеет некий посыл, то есть цель.
Ради чего наш современник попадает в другую галактику, шагнув на землю планеты-империи Адастра? Наверное, он великий воин? Бывший герой горячих точек, который не может влиться в мирную жизнь? Скучающий интеллигент, в младые годы разочаровавшийся в жизни, давно решивший, что «пора валить», но так и не определившийся куда? Спортсмен, вышедший в тираж, годами работавший на криминальные структуры, добившийся влияния «на раёне» и спасший звёздную принцессу?
Такими персонами пестрят страницы современного фэнтези, но, по крайней мере, читатель с первых страниц понимает, почему именно этого человека некие силы избрали для переноса в другой мир. Гораздо труднее, когда цель перехода неясна. Герой попадает в иные условия ради спасения (уничтожения) чужого мира или для познания себя, любимого? А быть может, всё гораздо сложнее и не так очевидно, как хотелось бы на первый взгляд.
«Слуга императора» как раз такой роман. Сюжетные линии здесь достаточно запутанны, и общая концепция книги не раскрывается сразу, требуя определённых усилий и несомненного читательского опыта. Что представляется весьма приятным, так как в данной теме действительно трудно найти некие новые ходы или хотя бы оригинальную авторскую подачу. Возможно, причина в политике издательств, а быть может, и просто в определённой исчерпанности темы.
Но вернёмся к тексту.
Попадание в иной мир происходит посредством похищения, и то, что главный герой, разочарованный эстет, которому нет и тридцати, умудряется достаточно быстро стать доверенным лицом наследника великой империи, говорит о нём очень многое. Он – нечто среднее между шпионом под прикрытием и серым кардиналом, пытающимся выжить и найти своё место среди антропоморфных инопланетян. Задача не самая лёгкая, согласитесь.
Однако всё усложняется, когда речь идёт о противоборствующих силах, борьбе за власть, о конфликтующих наследниках трона, нескончаемых интригах и силовом устранении конкурентов. Землянин слишком выбивается внешне, чтобы слиться с толпой, и это лишь усиливает его проблемы. Комплекс «чужака» в той или иной мере присущ всем народам, а значит, мы можем предположить, что и в других мирах чужаку всегда непросто.
Впрочем, герой достаточно легко адаптируется в новом обществе, не страдает по поводу потери привычной жизни, друзей, родственников и всего, что окружало его на родине. Он с головой погружается в проблемы другого мира, активно формируя собственную позицию, вмешиваясь во все истории и безбоязненно участвуя в калейдоскопе имперских интриг. Так кому же в конце концов будет принадлежать трон Адастры?..
В романе прослеживается некоторая связь с произведениями Гарри Гаррисона («Неукротимая планета»), Эдгара Берроуза («Марсианские хроники») и Роджера Желязны («Девять принцев Амбера»). Разумеется, искать прямые параллели и заимствования вряд ли стоит, но тем не менее определённые «маячки» автором намечены.
Полагаю, что более подробный разбор текста приведёт к малоприятным спойлерам, а я противник краткого пересказа книг. Задача любой рецензии – достаточно тактично намекнуть предполагаемому читателю, чего именно ему следует ожидать. А уж оправдаются ли эти ожидания, зависит исключительно от автора.
Мне же остаётся лишь пожелать ему всяческих творческих успехов!
Андрей Белянин, член СП России