Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Мистагогия от Валерия

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

Два оперных спектакля Мариинского театра на тему брани невидимой

ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК
Когда по декабрю я направлялся в Концертный зал Чайковского послушать Щедрина, то думал, что я – единственный, для кого музыка «Странника» окажется незнакомой. Однако выяснилось, что среди публики были и те, кто даже повесть не читал. А это – повод поговорить о том, насколько верно отразил Родион Щедрин лесковский мир, наполненный не только токами православной мистики, но и самым причудливым мистицизмом, доходящим до сектантского фанатизма. Мистицизмом, чей корень – в лабиринте толков изуверившегося в мирской и церковной благодати старообрядчества.

«Светлый мир изуверов Лескова» – вот та формула, которая лучше всего отражает не только частную вселенную лесковских праведников – Павлинов и Несмертельных Голованов, но и всю полноту русского религиозного чувства. Где рядом с иконами яркими уживаются лики тёмные, почерневшие.

«Очарованный странник» – одно из моих любимейших произведений русской литературы. Отношение у меня к нему и к его автору особенное, ревностное. Потому и скепсис по адресу опуса присутствовал. Как-то не верилось, что путаную тропу к Богу Ивана Северьяновича Флягина возможно вместить в короткое время оперного спектакля не самого пространного формата.

Обойдёмся без интриги: Щедрину это удалось.
Родион Константинович сам выступил в качестве либреттиста и ограничился одним фрагментом «Странника»: историей цыганки Грушеньки. Этого оказалось достаточно, чтобы передать если не все прижизненные мытарства Наталья РАЗИНАИвана Флягина, то уж точно – сам дух лесковской повести, отношение писателя к тому мистицизму, который проносят в своих метаниях по земле «люди странные». Очарованные этим странничеством и в своей бесприютности ощущающие весь мир Божий – домом.

Но что за честь композитору прослыть автором удачного либретто? Как Вагнер не был литератором, так и Щедрин в первую очередь – создатель гармонии.

Его музыка захватывает с самого начала. Она рождается из воздуха еле слышным хоровым гулом. Ещё не понимаешь, что происходит, но уже вовлечён в неспешный рассказ рясофорного послушника о своей жизни. Кораблик плавно движется по северному озеру, плавно течёт повествование.

Щедринское мастерство проявляется в «Очарованном страннике» потаённо. С незаметностью сгущается тучами на горизонте – и вот  уже готово заштормить неспокойной волной, взорваться бурей.

Такой взрыв происходит в опере. Но лишь однажды: в момент самого яркого проявления интимного конфликта Грушеньки и князя.

Брань, невидимая в сердце героя, – тайна для мира. Отражение внутренней борьбы есть в действиях Ивана, но нет битвы в его речах. Спокойное течение музыки Щедрина полностью совпадает со спокойствием лесковского текста. А последнее – со спокойствием и предельной мистической убеждённостью Ивана в правде Поступка, в высшей его необходимости. Речь об убийстве Грушеньки. Не отмучилась – освободилась, говорит вместе с Иваном Северьяновичем Флягиным и Николаем Семёновичем Лесковым Родион Константинович Щедрин – автор гениального (истинного) переложения непростых идей народного мракобесия в музыку.

Кстати, о Грушеньке. Исполнительницу этой роли Кристину Капустинскую я хочу отметить как потрясающего таланта актрису, обладающую к тому же прекрасным меццо-сопрано. С ней и ещё одним солистом театра – тенором Андреем Поповым мы встретимся и во второй части данной статьи. Сейчас я хочу сказать немного о режиссуре.

Ненавязчивое кривляние, придуманное Алексеем Степанюком, заставляет в очередной раз обратиться к «генералам музтеатра» с предложением наложить примерно пятилетний мораторий на «постановку» опер, позволив только их концертное исполнение. Настоящие режиссёры за это время ремесла не потеряют, мастерство и в концерте продемонстрируют, а вот степанюки и черняковы, глядишь, от безысходности профессию какую-нибудь освоят. Не всё же таджикам столичные улицы подметать.

Что же касается «Золотой маски», то лучшей работой композитора в музыкальном театре трудно предположить что-то кроме «Очарованного странника».

БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ
Второй оперой, которую совсем недавно предложил столице Гергиев, стала работа молодого композитора Александра Смелкова, молодого либреттиста Юрия Димитрина и молодого же режиссёра Василия Бархатова. Да-да, именно эти «парни всей земли» и замахнулись на «Братьев Карамазовых».
Получилось у каждого по-разному.
Достоевского я, признаться, не люблю. Не стану объяснять, отчего идёт моё неприятие маниакально-депрессивной вселенной Фёдора Михайловича, а уж разбирать здесь религиозные воззрения русского писателя и вовсе не место; замечу лишь одно: если из Достоевского убрать мистику, то получится мексиканской сериал с «негодяями».

Вспомнить об этом заставило не только «чувство стиля», но и краткое содержание оперы. Слова плохого не скажу, но Димитрин, не почувствовав космических сил, стоящих за персонажами, сил, которые (а вовсе не деньги и девки) сталкивают братьев между собой и с отцом, создал не символическую историю борьбы, бесконечно протекающей в сердце каждого христианина, а иллюстративный нарратив (извините, комикс), которому даже лубок в части возвышенной абстрактности даст сто очков вперёд.

Музыку Смелкова никак нельзя назвать оперной. Она – хорошая киномузыка, изобразительная, всегда работающая на ситуацию. В ней присутствует множество красивых мест, при этом она не опускается до уровня Димы Билана. Правда, и высот Аркадия Укупника не достигает.

Держит внимание мощный талант Достоевского: хочешь не хочешь, но историю отцеубийства смотришь с вниманием. Даже зная, чем всё закончится. Парадоксально, но возникает вопрос, который не очень волнует при прочтении «Карамазовых»: а кто, собственно, убил?

От романа осталась полудетективная история со сребролюбием и блудом. Гордыня, проявления которой у Ивана Карамазова не смог уничтожить либреттист, всё же стушевалась перед сценами ревности, бытовым насилием и завязанными в тугой узел нитями влечений. Отступило перед буйством страстей и смирение Алёши.

Не знаю, что создавалось сначала, а что – потом. Если сценарий предшествовал музыке, то всё понятно: её сочинителю не от чего было оттолкнуться. Если музыка возникла раньше либретто, то упрёк композитору: столкновение надприродных сил в пространстве Достоевского обязано было найти воплощение в нотах! Только в этом случае мы могли бы говорить об опере, а не – пусть и очень удачном – мюзикле.

Невозможно предъявить какие-либо претензии режиссёру: он шёл от того, что имел. А именно: от пустоты партитуры и от «мыльности» либретто. Василию Бархатову достался лишь огрызок Достоевского, и писателя режиссёр не добил. Не только отнёсся бережно к классику, но и – подчёркиваю – нашёл единственно адекватный музыке и либретто ход вызывающе-скромной традиционности. Бархатову мораторий не страшен.

«Братья Карамазовы» сложились в приличное и цельное сочинение. При всех своих недостатках оно обречено на успех у публики, воспитанной сериалами. В этом нет ничего зазорного; я, например, не стыжусь сказать, что смотрел и слушал произведение с удовольствием. Я только хочу отметить, что это удовольствие не оперное.

Однако если считать, что многосерийный «Идиот» с Евгением Мироновым – шедевр (а это – наиболее распространённое мнение зрителей и критиков), то для восхваления спектакля Смелкова–Димитрина–Бархатова не найдётся достаточно энергичных слов во всех шести языках ООН!

Оставим спесивое отношение к малоизвестным авторам: новая опера должна создаваться, а затем – предлагаться публике лучшими дирижёрами. Гергиев прав, взявшись за «Карамазовых» Смелкова.

Как прав и экспертный совет «Золотой маски», выдвинувший данный спектакль на награды сразу в нескольких номинациях. Чем закончится фестивальная гонка, предугадать я не в силах, но уже сейчас виртуально обласкаю Кристину Капустинскую, которую снова увидел в «Братьях». Смешно, но героиню опять звали Грушенька. Приятно, что Кристина была восхитительна вновь.

Андрею Попову, изобразившему в «Страннике» мефистофельского князька и инфернального магнетизёра, тоже достанется один из моих воображаемых призов. В «Карамазовых» он порадовал. В роли чёрта, а вы как думали?
К сожалению, эти совпадения имён и амплуа оказались единственными, которые с изрядной натяжкой можно было бы отнести к мистическим в пространстве оперы Смелкова–Димитрина «Братья Карамазовы».

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS