Салтыков-Щедрин: правдивая биография Роман-газета. – 2021. – № 20.
Сборник воспоминаний, писем, биографических материалов о М.Е. Салтыкове-Щедрине дарит читателю уникальную возможность рассмотреть – в значительных или малоизвестных деталях – литературный портрет одного из самых горько-остроумных, цитируемых и популярных русских классиков.
Этим номером старейший российский литературный журнал (в будущем году изданию исполнится 95 лет) «Роман-газета» продолжил серию публикаций, посвящённых большим именам отечественной литературы. Можно вспомнить вышедшие в разные годы сборники о Льве Толстом, Чехове, Куприне, Тютчеве, Цветаевой, публикацию полной версии романа Булгакова «Белая гвардия», воспоминания Анны Сниткиной-Достоевской. Очередной «именной номер» подтверждает слова, которыми открывался один из таких выпусков: «мистика возвращения». Удивительный и непреложный закон жизни рукописей, не подверженных забвению, – мистический закон возвращения книг, писем и портретов великих мастеров.
Для читателя ценно следование фактам, которые раскрывают судьбу писателя наиболее полно, чтобы увидеть его портрет без ретуши. Один из первых биографов великого сатирика К.К. Арсеньев писал: «Ничего не скрашивая и не скрывая, он ничего не извращает – и впечатление получается тем более сильное, чем живее чувствуется близость к истине».
Составитель и автор сборника – поэт и эссеист Татьяна Пискарёва следовала именно такому принципу, объединив биографии и письма Салтыкова-Щедрина, критику и воспоминания. Дополняющие друг друга первоисточники – это размышления тех, кто знал писателя, слышал его живой голос, был его современником: Константин Арсеньев, Павел Анненков, Лонгин Пантелеев, Семён Герцо-Виноградский, Николай Успенский, Софья Ковалевская… Особый интерес вызывают яркие фрагменты писем Салтыкова-Щедрина, а также воспоминания его сына Константина.
Издание действительно можно назвать правдивой, связанной только фактами уникальной биографией уникального человека. Почти всё – о судьбе писателя, страдающего, искреннего и всё время сомневающегося – а нужен ли, полезен ли он России? Одновременно это – обобщённый портрет эпохи, близких ему по духу мастеров слова. По-прежнему актуальны слова Салтыкова-Щедрина о многотрудном, до отчаяния, служении литературе – удивительно много в истории его жизни повторяющегося в наших современных реалиях.
«Не умею я сближаться», – писал великий сатирик Н.А. Некрасову. Однако биография писателя, который мог так любить и понимать Россию и так беспощадно рассказывать о ней, по-прежнему невероятно поучительна и интересна. Ибо, говоря словами Михаила Булгакова, Салтыков-Щедрин – это перворазрядный художник.
Елена Васильева