Свидетельство участника народного волеизъявления
СОБЫТИЕ
На днях прочитал в газете приглашение на митинг «Роль народа в определении пути развития государства». Сообщалось, что митинг должен пройти на набережной Космонавтов у памятника Влюблённым. Был указан телефон организатора, связавшись с которым можно было получить некоторые разъяснения по поводу этого неординарного события.
Признаки неординарности проявлялись не только в теме собрания, которая уместна больше для круглого стола или лекции. Сразу же удивило место проведения митинга и время – в субботу днём, когда именно на этот весьма ограниченный в пространстве уголок съезжаются эскадрильи машин с десантом из женихов, невест, свидетелей, родственников и знакомых брачующихся. Здесь смелые дружки жениха лезут на стелу, увенчанную изображением обращённых друг к другу лиц из арматуры и фольги, – это, собственно, и есть памятник Влюблённым. Лезут, чтобы привязать цветные ленточки – символ любви, верности и долгосрочности брака. Здесь пьют шампанское, запускают голубей, фотографируются и снимают видеоролики, спускаются к Волге... Иногда приглашаются музыканты.
Одним словом, у заявленного для митинга места явно не митинговые традиции.
ОБСТАНОВКА
К месту проведения митинга добраться можно двумя путями: пройдя по набережной Космонавтов к её началу или спустившись к Волге по Бабушкиному взвозу.
Спускаюсь. Уже на улице Чернышевского поперёк Бабушкина взвоза стоит милицейская машина, не пускающая к Волге транспорт. Чем ближе к ротонде, тем больше милиции. Всего на небольшом пятачке набережной я насчитал более 30 милиционеров в звании от рядового до полковника. Рота!
Между группами милиционеров курсировали люди в гражданском, некоторые из них снимали на камеры всё происходящее. Причём даже тогда, когда не происходило ничего. На площадке у ресторана «Ротонда» – милицейская машина и автобус с ОМОНом. Несколько омоновцев стоят рядом с машинами в касках и с автоматами, переговариваются, курят.
На колоннах ротонды два молодых человека, мужчина и женщина, развешивают немногословные транспаранты – «Воля! Воля народа, право, свобода!» На крыльце ротонды – прилавок с мегафоном и большой пачкой бумаги, оказавшейся «Информационными листками политической партии «Воля».
МИТИНГ
В объявленный час кроме организаторов у места сбора четыре журналиста и мужчина средних лет с рюкзаком за спиной – то ли рыбак, то ли конькобежец, коих немало с такими же рюкзачками катается по набережной на роликах. Томительно текут минуты...
На втором ярусе набережной группируется кучка людей, среди которых в основном обслуга свадебных мероприятий, включая шибздика Вовика и какого-то голубятника. Потом ещё четыре человека подтянулись к ротонде: два работника областного и городского комитетов общественных отношений, оператор студии ТВЦ-новости и женщина из рядом расположенного клуба «Нептун». Пришла также пожилая активистка партии «Патриоты России» – она на все городские мероприятия ходит.
Наконец митинг открылся, и его организаторы начали объяснять, что, на их взгляд, нам мешает жить. Сказали о нашем недоверии к власти в целом, к её политическим институтам и партиям в частности. Сказали, что есть такая партия «Воля», которую они представляют.
А приехали они из Самары, чтобы объяснить саратовцам, как им жить дальше. Жить вне партии «Воля» – плохо, жить с партией – правильно. Сообщили, что подобные митинги проходят ещё в 44?регионах России, и есть все основания полагать, что новую партию полюбят всюду и надолго. Ещё пожурили саратовцев, которые почему-то по объявлению в газете стройными колоннами не направились к памятнику Влюблённым, чтобы послушать обращение к президенту и тут же взять власть в городе, регионе и стране в свои руки.
Обращение митинга к президенту зачитывалось долго. Потом было предложено поставить под ним подписи. Из числа журналистов и чиновников охочих почему-то не нашлось. Милиционеры и омоновцы тоже проявили полное равнодушие к данному вопросу. Первые стали освобождать подъезды и проходы, а это десятки металлических решётчатых конструкций, а вторые сели в свой автобус и уехали восвояси.
Тут же по Бабушкину взвозу к ротонде и памятнику Влюблённым стали спускаться украшенные цветными лентами автомобили с молодожёнами и гостями предстоящих свадеб.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ
Я шёл с митинга по долгой набережной к Речному вокзалу... Размышления не оставляли меня. Почему у нас любая гражданская инициатива, любое общественное начинание в последнее время, как по взмаху волшебной палочки, превращаются в некую непотребность, имитацию, симулякр? Думаю, даже идеологи и организаторы нынешней власти всё более начинают задумываться, что же всё-таки происходит с нашим обществом, напрочь лишённым самостоятельности. Это беда похлёстче остальных. Ведь говоря «общество», мы подразумеваем народ. Тот самый, который является «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации».
Конечно, случившееся у памятника Влюблённым ещё не свидетельство полного разложения общества, но не к тому ли всё идёт? Сегодня и левые, и правые партии, называющие себя оппозицией, не видят своего иного для себя предназначения кроме как многословно обращаться к президенту даже с микрорайонного уровня. А рассевшиеся на мероприятиях вокруг губернатора или его заместителя-чиновника номенклатурные тёти мнят себя и никого другого гражданским обществом. И даже молодые ребята кухонные разговоры считают формой гражданского протеста...
В подобных размышлениях никак ведь не остановишься.
, САРАТОВ